Рождество - праздник язычников? [ Редагувати ]
В ночь с 6 на 7 января весь православный мир отмечает Рождество Христово, которое католики уже успели отметить две недели назад. Однако история празднования Рождества именно в эти дни, оказывается, гораздо старше самого праздника. Что же праздновали древние русичи начиная с 25 декабря и почему католическое Рождество приходит раньше?
Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества Христова отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу. На самом деле обычай праздновать Рождество приблизительно так, как мы его знаем сейчас был установлен только в IV веке, когда Церковь решила придать большее значение праздникам, чтобы показать путь к спасению души человека. Так, например, если навечерие праздника припадало на воскресный день, читались так называемые Царские Часы, вспоминались различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. Всенощное бдение начиналось Великим повечерием, на котором пелась пророческая песня "Яко с нами Бог".
К Рождественскому празднику верующие люди подготавливали себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. О Рождественском посте первое упоминание мы встречаем в IV веке у святого Льва Великого. В сочельник по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды. А сейчас мы, вместо этого, добавляем в кутю еще и множество вкусностей: мед, изюм, мак, орехи, так что символичность этого блюда все-таки утрачена. Не пройдя ритуального очищения, поста, не готовя себя к празднику, не бросая работы, человек мог навлечь на общину и на себя самого великий гнев божества.
А до этого, праздник Рождества с 25 декабря имел откровенно языческое значение. Дело в том, что еще римляне в эти дни праздновали начало нового года - близился конец зимы. А цикл зимнего солнцестояния считали победой Сатурна над зимой. Этот праздник назывался Сатурналиями (17 - 24 декабря). На Руси же почитали Коляду, и когда солнечное время суток начинало прирастать, язычники веселились и напивались до полусмерти. Считается, что Коляда у славян был богом пиршеств и мира. Некоторые исследователи считают, что коляда происходит от санскритского "Kаlа" -- созывать. Увлекали эти празднования и христиан так же, как сейчас мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост. Однако после крещения Руси духовенство, понимая, что укоренившиеся обычаи изменить очень трудно, "заполнило" старое содержание новой формой, и таким образом поклонение Солнцу заменилось праздником Рождества.
Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. В католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой, и торжества продолжались восемь дней. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.
Давным-давно на Руси с Рождеством начиналось праздничное время - святки. Работать в это время - даже по хозяйству - можно было лишь полдня, зато перед Сочельником по всему дому шла большая уборка. Праздник был подразделен на два периода 24-25 декабря - 1 января - святые вечера, и 1-6 января - страшные вечера. Святые вечера предшествуют празднованию новолетия, охватывают дни от рождества до 1 января. Страшные вечера предшествуют христианскому празднику крещения господня. Истолкования этих наименований могло бы быть сделано, исходя из легенд о рождении Христа и об искушении его дьяволом перед крещение. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и святочным веселием.
Каким же образом первохристиане пришли к такой дате Рождества? Они считали Христа как Сына Человеческого "вторым Адамом". В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам, то есть в шестой день первого месяца в году.
Первоначально Рождество у католиков и православных праздновалось в один день, однако вследствие перехода с юлианского на григорианский календарь православное Рождество наступает на две недели позже. Хотя если посчитать, то возможно "правильнее" праздновать Рождество именно 25 декабря, когда происходит Солнцеворот, а Иисуса часто символически называют "сыном Солнца", или "сыном Правды". К тому же, простая перемена календаря, тем не менее, не меняет закон перемены суток.