5 лет назад скончался Булат Окуджава [ Редагувати ]
Минуло 5 лет со дня смерти Булата Окуджавы. Для нескольких поколений россиян он остался "великим учителем русской словесности в самом высоком смысле этого слова", считает известный бард Александр Мирзаян. "Окуджава не просто основал новый жанр искусства - он заложил основы нового языка и мироощущения", - отметил Мирзаян.
Полвека в России существует авторская песня - "плоть от плоти русской поэзии", подчеркнул бард. Именно Окуджава своей "Студенческой песней" ("Гори, огонь, гори") открыл этот жанр в 1946 году. В годы сталинизма и застоя его песни были формой духовной борьбы и нравственного противостояния. В середине 1950-х у поэта была своя, весьма широкая аудитория, где его творчество воспринимали как проповедь нравственных идеалов. "В те годы песни Окуджавы были для нас откровением - он находил нечто волшебное в каждой клетке обычной жизни. Наиболее глубокий и мудрый из всех российских бардов, Окуджава задавал большое и очень высокое пространство духа".
Вместе с новым жанром поднималась и новая отечественная культура, рождалось новое мировоззрение. Неудивительно, что после чехословацких событий 1968 года власти СССР наложили на выступления бардов негласный запрет. Авторская песня стала "современным русским фольклором, но при этом в ней всегда присутствовала высокая, "храмовая" нота. Закономерно, что и Окуджава, и Галич, и Высоцкий быстро превратились в культовые фигуры, - подчеркнул музыкант. - Песня объединяла людей, служила сплочению нации, была проводником культуры и формой исторической памяти". Как "подлинную полифонию" расценивал песни Окуджавы и Высоцкого гениальный Альфред Шнитке.
Сейчас выражение "авторская песня" выглядит архаизмом, считает Мирзаян: его ввел Владимир Высоцкий в противовес тому, что в его время на эстраду допускали только "исполнителей". Тем не менее, этот жанр всерьез занимал и авторитетных исследователей и музыкантов классической школы. По словам Мирзаяна, авторская песня - синтетический жанр, впитавший в себя очень многое. Как и в творчестве самого Окуджавы, основателя жанра, в ней сошлись разные пласты национальной музыкальной культуры - от "блатных" аккордов и городского романса, песни лагерной, дворовой или песни рабочих окраин до отзвуков "высокой" музыки и поэзии.