Чем грозит карикатура [ Редагувати ]
Карикатурный скандал, раздутый до небывалых масштабов, действительно не имеет прецедентов. Чтобы вот так всколыхнуть полмира и навлечь гнев мусульман до такой степени - нужно было невероятно точно спланировать акцию. Как заметил автор одного популярного веб-лога, мусульмане, устроив протесты, разгромив магазины и сжегши датский флаг, все лишь хотели обратить внимания карикатуристов на то, какие они набожные и мирные. Дабы художники устыдились. Трудно сказать пока, чем вся эта эпопея закончится, однако, оглядываясь на печальный опыт карикатуристов в прошлом и приплюсовав особую "гуманность" мусульман по отношению к "оскорбляющим ислам" лицам (Салман Рашди, Тео Ван Гог и др.), эти несчастные 12 карикатуристов, скорее всего, сыграют в "пан или пропал". Как стало недавно известно, головы авторов карикатур, опубликованных в датской газете, стоят 100 килограммов золота - именно столько пообещал лидер "Талибана". Вот уж действительно, у художников не только золотые руки...
История карикатуры очень давняя - считается, что первые карикатуры рисовал еще Леонардо да Винчи. Правда, и история скандалов, связанная с ней, не младше. Сейчас многие карикатуристы формируют стиль современной карикатуры. Некоторые - формируют общество, в котором живут. Карикатуры помогали низвергать правительства, поднимать армии и склонять общественное мнение к выгодным кому-то позициям, что особенно начало проявляться в 18 веке.
Наполеон, один из недовольных рисунками, посылал ноты протеста британскому правительству и требовал для них осуждения наравне с убийцами. Правда, чем больше он старался - тем более развивалась свобода печати в Англии. Другой художник - Шарль Филипон, при короле Франции Луи-Филиппе, чаще проводил время в тюрьме, чем дома. У короля не проявилось чувство юмора, глядя на рисунок, на котором он сам превращался в грушу. В Америке в середине 19 века одним из самых популярных политических карикатуристов был Томас Наст, который своими карикатурами добился отставки коррумпированной политической машины Нью-Йорка. Сыграв ва-банк, карикатурист остался жив и гордо вошел в мировую историю. Таким образом нарабатывалась культурная традиция политической свободы слова: редакторы защищали и поощряли своих карикатуристов, несмотря на судебные процессы и угрозы со стороны отдельный личностей. Сейчас же сами редактора в опале, и совершенно ясно, что они ни в коей мере не могут представлять свободу слова. Уровень не тот.
В 20 веке давление на карикатуристов усилилось: в Советской России товарищ Сталин не любил рисунки, в которых можно было найти хотя бы намек на двусмысленность. За что и был отправлен в концентрационные лагеря на 14 лет некто Ротов. На его рисунке была изображена лошадь с табличкой "Закрыто на обед", кушающая овес, в то время как стайка птичек построились в очередь к ее хвосту за своей порцией "еды". С другой стороны, карикатура, как "демократичное" искусство ежедневно появлялась на передовицах "Правды" и др. Естественно, только та, которая преувеличенно описывала последние достижения советского народа. Карикатуры "работали" еще сильнее, чем статьи.
В последнее десятилетие 20 века за неугодные карикатуры было принято либо убивать, либо сажать в тюрьму. В Турции три карикатуриста, Айрансиоглу, Мохаммед и Хан были арестованы, их карикатуры - конфискованы правительством, панамский карикатурист Виктор Рамос осужден на три года лишения свободы, его коллега Хулио Брисено оштрафован на миллион долларов. Камерунский карикатурист "Пополи" вынужден был уйти в подполье, так как его жизни начала угрожать реальная опасность, египетский карикатурист Ессам Ханафи оштрафован и посажен в тюрьму. В Сьерра-Леоне в 1999 году был убит карикатурист Муниту Турай, известный под псевдонимом AZZO. Он был казнен за свои карикатуры повстанцами из Революционного объединенного фронта. Такая плата за рисунок грозит и сейчас. Убийство карикатуристов объявляется необходимой мерой, чтобы пресечь "разрушение того, что строят другие".
С начала 21 века в списках подлежащих уничтожению людей находятся иранский карикатурист Ник Ковсар, американская карикатуристка Эн Телнейс и редакционный художник газеты "Liberte" Али Дилемм. Что интересно, сами борцы против бого-, правительство- и прочих "хульств" совсем не гнушаются поощрять карикатуры на христианские символы, или превозносить терроризм. Например, политический еженедельник Tempo напечатал карикатуру на знаменитого турецкого террориста Мехмеда Али Агджу, совершившего покушение на Папу Римского в 1981 году. Террорист явился в образе мученика, распятого на кресте.
Карикатуристам еще удается как-то противостоять прессингу: в прошлом году турецкий карикатурист Муса Карт нарисовал одного политического деятеля в виде животного - кошки, которая считается в Турции лживым животным. За что художнику по вердикту суда неминуемо грозила штраф и тюрьма. Однако, другие карикатуристы буквально на следующий день представили свои рисунки, на которых разные политики были изображены в виде животных, благодаря чему суд отменил вердикт. Что же касается нынешнего скандала, такой метод оказался неэффективен: перепечатанные карикатуры в других газетах Европы лишь распалили "благоверных".
Датский скандал для Украины кажется все же немного отдаленным, несмотря на то, что Президент политкорректно возмутился против перепечатки датских рисунков в газете "Сегодня". Тем не менее, уже в соседней Беларуси в 2006 году арестован активист оппозиции, против которого возбуждено уголовное дело по статье "оскорбление должностных лиц". Павел Красовский в своей газете "Наблюдатель", издаваемой тиражом в 299 экземпляров, опубликовал карикатуры на местных чиновников. Такой тираж позволяет издавать газету без регистрации органа печати. Дело Красовского стало первым фактом уголовного преследования за карикатуры в Беларуси. Под чутким руководством Лукашенко, вряд ли это дело будет последним. В Украине, к счастью, подобные карикатуры не только хорошо оплачиваются, но и создают нормальную конкуренцию...