Президентские гранты: Две недели на сборы для юных дарований [ Редагувати ]
16 февраля окончились две недели, которые Минкульт вылил молодым дарованиям для оформления документов на получение президентских грантов.
Процедура прохождения творческих идей через бюрократический аппарат прописана в Положении, утвержденном еще Леонидом Кучмой 6 февраля 1999 года: Минкульт утверждает состав экспертных комиссий по направлениям, их рекомендации изучает Кабмин, по представлению которого Президент и присуждает гранты и устанавливает их размеры. Любопытно, что из-за отсутствия в Минкульте соответствующего литературного отдела функции экспертной комиссии по литературе исполняет Национальный союз писателей - организация, известная своими путевками в жизнь молодым звездам пера.
Со времен Кучмы процедура и отношение к конкурсу не изменились, изменились разве что фамилии под распоряжением Президента и суммы грантов. Кучма за время своего президентства выделял гранты три раза: в 1999 году - 704 тысячи гривен, в 2003 году - 315,43 тысячи гривен и в 2004-м - 697, 9 тысячи гривен. Для сравнения: 3 ноября 2005 года Виктор Ющенко, подхватив опыт своего предшественника, назначил молодым дарованиям 10 грантов на общую сумму... 444 тысячи гривен.
"Эту сумму можно давать по одной гривне тысяче людей, а можно двум-трем. Но так, чтобы проект был на уровне Президента. Проект рассматривается, потом мы говорим, что можем дать такую и такую сумму. Хочешь - бери, нет - другому отдадим. Как правило, подается 3-5 кандидатов. В музыкальном искусстве, например, в 2005 году был только один грант, потому что денег было мало. Это был Александр Журавчик, он там создает шоу-программу "Сны Карпат" и записывает ее на компакт-диск. Потому мы дали ему 35 тысяч... или 30... Нет, 29", - рассказывает Анатолий Корысько, замначальника управления по вопросам искусства Минкульта.
Но мало того что сумма, необходимая для реализации проекта, проходит три стадии коррекции - Минкульт, Кабмин, Президент (по результатам прошлых лет проследить связь между масштабностью либо сложностью проекта и объемами его финансирования сложновато), что иногда приводит к "замораживанию" проекта. Реализацией утвержденного Президентом гранта (который, по логике вещей, должен быть именным) не всегда занимается тот молодой талант, чье имя значится в президентском распоряжении.
К примеру, Лариса Брюховецкая, киновед, редактор журнала "Кино-Театр" и постоянный член экспертной комиссии по киноискусству рассказывает о фильме Тараса Томенко "Пересохшая земля": "Он запускался на президентский грант еще в 2003 году, потом стоял, потому что не хватило денег на его завершение. Потом на него все-таки дали денег, и он был готов к началу 2005 года". В 2005 году единственный грант в кино достался режиссеру Андрею Толошному для завершения документального фильма "Ч'о". "Честно говоря, я впервые слышу это название", - признается Брюховецкая.
На театральном фронте режиссер Юлия Маслак получила от Ющенко президентский грант-2005 на сумму 50 тысяч гривен для сценической реализации пьесы Александра Ирванца "Щелкунчик-2004" (о событиях "помаранчевой" революции) в киевском Молодом театре. Надежда Соколенко, руководитель службы информации Молодого театра сказала, что "Юлия Маслак не будет причастна к постановке спектакля. Мы нашли другого режиссера - это выпускник Университета театра, кино и телевидения Андрей Семчук. Но когда будет премьера, еще не известно. Нечто подобное у нас было и с пьесой "Бешеная певица" драматурга Валентина Тарасова. Грант давали под него, а в результате переоформили на режиссера Игоря Тихомирова".
Интересно также то, что деньги получает не сам грантер, а организация-исполнитель, но не напрямую. "Министерство культуры государственные деньги не может перечислять на частные компании. Это должно быть только госпредприятие", - подчеркивает Оксана Ионова, главный специалист отдела театрального искусства управления по вопросам искусства Минкульта. Закон есть закон, при этом о ставках карманных госпредприятий, через которые транзитом проходит значительная часть бюджетных денег на культуру, ходят легенды...
Министерство культуры, вокруг которого уже не первый год ведутся дебаты: разогнать бы и создать центр администрирования грантов, с открытыми условиями, прозрачными механизмами, заслуживающими доверия экспертными комиссиями - уже давно осваивает грантовый опыт. Правда, по-своему, по-министерски, не афишируя свей деятельности ни перед СМИ, ни даже перед самими молодыми талантами.