Счетная палата: Средства, выделенные на развитие сельского хозяйства, не эффективны [ Редагувати ]
Кабинетом Министров Украины не обеспечивается выполнение действующего законодательства относительно стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и развития аграрного рынка. Средства государственного бюджета, предоставленные на мероприятия по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, не обеспечили развития агропромышленного комплекса. Кризисные явления в агропромышленном комплексе не только продолжаются, но, в отдельных случаях, даже обостряются, - такой вывод по результатам аудита эффективности использования средств Государственного бюджета Украины, выделенных на развитие АПК в 2005 году, сделала Счетная палата.
Аудит установил, что с нарушением требований действующего законодательства и неэффективно использованы свыше 605 миллионов гривен или 22,7 процента всех средств, подлежащих анализу при проверке.
Проверкой выявлено, что нарушая пункт 4 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины, Минагрополитики в 2005 году не обеспечило эффективного управления бюджетными ассигнованиями, это привело к неиспользованию средств государственного бюджета (154,3 миллиона гривен), которые направлялись на поддержку агропромышленного комплекса, поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители не получили значительные суммы государственной поддержки.
Установлено, что Минагрополитики, как главный распорядитель бюджетными средствами, вопреки Закону Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", не обеспечило поддержку именно тех направлений деятельности, которые имеют наибольшее влияние на экономику предприятий, а именно, селекцию и производство продукции животноводства и растениеводства.
При распределении средств государственного бюджета, выделенных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в разрезе областей, Министерство агрополитики не придерживалось принципа справедливости и беспристрастности, что привело к нарушениям в расходовании средств. Вследствие этого финансовая помощь, выделенная на одно фермерское хозяйство, в контексте различных регионов различается в 13 раз.
Кроме того, растрата средств в незначительных объемах на большое количество программ не дает возможности существенно влиять на состояние дел в пределах области. В этих условиях Минфин и Минагрополитики не только не концентрируют средства на приоритетные программы, но и включают в Государственный бюджет Украины расходы на три дополнительные бюджетные программы из поддержки АПК без объяснения их необходимости и соответствующих расчетов на общую сумму в 100 миллионов гривен, нарушая пункт 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Украины.
Как и в минувшие года, Министерство финансов Украины утвердило роспись государственного бюджета к Закону Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" по Министерству аграрной политики Украины, не учтя особенностей ведения сельского хозяйства относительно его сезонности. На первый квартал, когда потребность средства есть наибольшей, были предусмотрены расходы в размере меньше 5 процентов от общих сумм, а на декабрь - свыше 20 процентов.
За выводом председателя Счетной палаты Симоненко, указанные нарушения в системе Минфина и Минагрополитики приобрели постоянный характер и есть все основания считать, что они повторятся и в 2006 году.