Телевидение оценят по-новому [ Редагувати ]
Новый тендер индустриального телевизионного комитета на проведение телевизионных исследований в 2008-2012 годах подстегнет телеканалы активнее развивать свои сети.
О своих планах провести открытый тендер Индустриальный телевизионный комитет (ИТК) объявил в начале весны. Глава ИТК, генеральный директор D'Arcy, Starcom MediaVest Group, Олег Попенко, дабы не возникло никаких разночтений, сразу заявил, что тендер запланирован давно и причина его проведения отнюдь не в недовольстве отрасли работой нынешнего подрядчика - компании GFK (напомним, что контракт ИТК с исследовательской компанией GFK заканчивается в конце 2007 года). Просто следующий контракт, по утверждению главы ИТК, получат те компании, которые предложат лучшее соотношение цены и качества своих услуг.
Несмотря на корректность публичных высказываний руководителей ИТК, претензии к корректности данных телеисследований у отрасли были. К примеру, к контролю качества работы, методике подсчета рейтингов. "Если говорить о проблемах нынешнего оператора, то я считаю, что их много, - говорит Сергей Демьянчук, маркетинг-директор канала "1+1". - "1+1" не видел ни одного серьезного аудита панели (установка, считающая количество просмотров того или иного канала)". Хотя, по его мнению, здесь следует предъявлять претензии не столько к оператору, сколько к ИТК, который должен был, но не проводил надлежащий контроль дизайна и качества панели. "Я не могу сказать, что не согласен с данными телеисследований, - комментирует г-н Демьянчук. - Я им доверяю, потому что работаю с ними каждый день, но я не уверен, что собраны они корректно". Дело в том, что телеисследования в Украине проводятся на основании данных 1600 пиплметров. Однако люди, принимающие участие в исследовании, меняют место жительства, рожают детей, взрослеют или стареют, и в конце концов им надоедает нажимать на кнопку датчика. Все это служит основанием для ротации оператором семей, участвующих в телеисследованиях. Но насколько это происходит своевременно и корректно, ИТК просто не знает. "Часто в кабельных сетях менялись частоты каналов, - говорит г-н Демьянчук. - Это означало необходимость полностью перепрограммировать пиплметр. А такой информации у ИТК не было, поскольку постоянным контролем работы прибора ИТК не занимался".
Исходя из претензий участников рынка в этом году ИТК решил проводить тендер в три этапа. На первом этапе - стратегическом - прошла серия переговоров с исследовательскими компаниями, в процессе которых ИТК выяснял их видение стратегии развития ТВ-измерений в Украине. По итогам первого этапа на заседании Технического комитета ИТК определился с участниками второго (тестового) и третьего (ценового) этапов тендера на каждый из пяти предложенных ИТК видов работ: разработку дизайна выборки и проведение контроля за качеством панели, установочное исследование, а также на оператора панели, мониторинг ТВ и программное обеспечение.
Об участии в тендере заявили семь компаний, в основном иностранные. Интересно, что конкурентом GFK в этот раз снова стала компания AGB, которая в 2003 году, проиграв тендер, вынуждена была свернуть свою исследовательскую панель в Украине. Конкуренцию GFK и AGB составила и чешская исследовательская компания Mediaresearch. Впрочем, GFK не против того, чтобы сохранить свою монополию в сфере телеисследований, и подала заявки на участие в конкурсе на все пять видов работ (это при том, что основное требование каналов, в частности "1+1", состояло в разъединении оператора и контроля качества и дизайна выборки панели). Правда, в каждом из них ей предстоит конкурировать сразу с несколькими компаниями. Не исключено, что с 2008 года на украинском рынке в сфере телеисследований будет работать сразу несколько компаний, каждая из которых будет отвечать за свой пласт работ. "В этот раз впервые ИТК был объявлен тендер на дизайн панели (разработку социологически выверенного количества и качества респондентов. - "k:") и контроль ее качества (проверка того, насколько дисциплинированны респонденты по части их обязательств перед исследователями. - "k:"), - резюмирует Дмитрий Лисицкий, глава технического комитета ИТК. - Рынок получит более точные и качественные исследования телевизионной аудитории. В конечном итоге это может повлиять и на качество телевидения как такового".
Одним из важных изменений на рынке станет расширение выборки на все население страны. Сейчас пиплметры стоят только в домохозяйствах городов с населением 50 000 человек и выше. А рекламодателей интересуют и небольшие населенные пункты. "Это было понятно и пять лет назад, - говорит Сергей Демьянчук. - Но если тогда это было максимальным, то с 2008 года это станет минимальным требованием рынка". По его словам, количество пиплметров, скорее всего, увеличится до трех тысяч, что выведет Украину в число развитых в плане телеисследований стран.
По словам Романа Костенко, медиадиректора Nostra Communications, рекламные компании уже давно готовы к этим изменениям и ждут их. "Увеличение аудитории позволит приблизить "качество" данных к реально существующим", - считает Роман Костенко.
Не исключено, что изменения на рынке неприятно заденут небольшие каналы. "Скорее всего, мы станем свидетелями роста показателей национальных каналов, которые за счет технического покрытия имеют возможность приниматься в малых городах, - говорит Роман Костенко. - Остальные каналы "просядут" и будут вынуждены искать возможности для расширения зоны приема". Однако, по мнению участников рынка, это подстегнет малые каналы активнее развивать свои сети.
Справка. Измерение телевизионной аудитории проводится с помощью пиплметров - приборов, установленных в квартирах респондентов, попавших в выборку (1600 домохозяйств, около 4500 человек). Прибор автоматически регистрирует каналы, на которые настроен телевизор, и время его работы. В течение дня он собирает информацию и каждую ночь передает ее в центр обработки. Эта система оперативнее и точнее опросов, поскольку респонденты не всегда точно помнят, какой канал и какую программу они смотрели.
Оксана Лысенко