"Ферма животных" - в центре литературного скандала [ Редагувати ]
По обе стороны Атлантики - в Англии и Соединенных Штатах разгорается крупный литературный скандал, в центре которого только что вышедший роман американского писателя Джона Рида "Шанс Сноуболла" (издательство "Руф букс", Нью-Йорк). Это пародия на знаменитую книгу Джорджа Оруэлла "Ферма животных".
По словам Рида, идея написания романа-пародии пришла к нему, когда он смотрел по телевидению у себя дома, в Ист-Виллидже, события 11 сентября прошлого года. "Я подумал, почему они совершили такое против нас? Теракт против небоскребов-близнецов показал, что и в нашей системе не все ладно", - вспоминает Рид. Размышляя над трагедией 11 сентября, автор пришел к выводу, что мир столкнулся с новой формой зла, которая не имеет ничего общего с коммунизмом. Зло это гнездится в американском корпоративном капитализме, в той заносчивости, с которой он защищает свои интересы на Среднем Востоке. В первую очередь - нефтяные интересы. "Ферма животных", - говорит Рид, - была крайним выражением прокапиталистической идеологии. Многим поколениям людей она дала прививку против коммунистического зла. Лично я принадлежу к антиоруэлловскому лагерю. Я хотел взорвать его книгу, полностью подорвать ее".
В оруэлловской "Ферме" животные голодают и работают до смерти на своих хозяев, свиней-коммунистов. В финале романа население фермы смотрит в окно и видят, как вместе скачут свиньи и люди, и уже не могут отличить одних от других. В романе-пародии Рида Наполеон - сталинистская свинья-диктатор - умирает. На ферму возвращается ее соперник, свинья Сноуболл, превратившаяся в корпоративного капиталиста, в сорочке с запонками и блейзере. Сноуболл устанавливает режим свободного рынка - "амальгаму эрудиции и мудрости", при котором "все животные рождаются равными, а что затем из них получится, это уже дело их самих".
Поначалу ферма начинает процветать в условиях капитализма. На ней появляются горячая вода и кондиционеры. Животные приодеваются и даже начинают ходить на задних ногах. Затем ферма нападает на территорию своих соседей - лесных зверей. Свиньи бомбят плотины, возведенные бобрами, и разрушают нормальное водоснабжение. Воду заменяет нефть. Экология леса, а затем и фермы нарушается. Ферма превращается в подобие гигантского Диснейленда. Лесные звери во главе с бобрами (читай исламскими фундаменталистами), возмущенные разрушением их территорий, атакуют ветряные мельницы-близнецы, дающие энергию ферме и символизирующие небоскребы-близнецы Всемирного торгового центра. Роман-пародия заканчивается зловещим хрюканьем обитателей фермы, требующих расправы над фундаменталистами: "Смерть бобрам! Смерть бобрам! Смерть! Смерть!".
Еще до выхода в свет книги Рида английские попечители литературного наследия Джорджа Оруэлла пытались воспрепятствовать ее появлению. Их глава Уильям Хамильтон направил письмо Джеймсу Шерри, издателю "Руф букс", в котором говорилось, что "перенос в современность действия романа Оруэлла лишь банализирует трагедию оруэлловского видения тоталитаризма ХХ века... Прямые ссылки на события 11 сентября в апокалиптическом финале книги Рида могут только повредить репутации Оруэлла в Соединенных Штатах". Были предприняты также попытки остановить печать книги по причине того, что она - плагиат, завуалированный под пародию.
Издатель "Руф букс" настоял на своем. Он сослался на решение, принятое в 1994 году Верховным судом США, о том, что пародия является формой свободы слова. Решение это было принято в связи с публикацией романа Элис Рэнделл "Ветер прошел". Роман Рэнделл - пересказ известного романа Маргарет Митчелл "Унесенные ветром", но только все события преподносятся с точки зрения раба. Верховный суд США отвел от Рэнделл обвинение в плагиате, объявив ее книгу "политической пародией".
Скандал вокруг "Шанса Сноуболла" Рида совпал с новой волной полемики вокруг самого Джорджа Оруэлла, чей 100-летний юбилей, кстати, будет отмечаться 25 июня этого года. Недавно была найдена очередная партия компрометирующих его документов. Оказалось, что в конце 40-х годов Оруэлл передал британскому Министерству иностранных дел список людей, подозревавшихся им в "криптокоммунизме и попутничестве". В числе тех, кто клеймит Оруэлла за это доносительство, - американский писатель Александр Кокбэри, отец которого Клод был членом компартии Англии и противником Оруэлла. В предисловии к книге Рида Кокбэри пишет, что "человек совести (т.е. Оруэлл) оказался доносчиком и жалобщиком".
В защиту Оруэлла выступил американский публицист Кристофер Хитчинс. Он опубликовал книгу под названием "Почему Оруэлл имеет значение" (издательство "Бэйшк букс", 2002 год). Хитчинс прославляет Оруэлла как "великого гуманиста", взгляды которого до сих пор не устарели. Касаясь недавно изданного полного собрания сочинений Оруэлла, Хитчинс утверждает, что "ни одна строка не компрометирует автора". Что касается доносительства, Хитчинс изворачивается: Оруэлл составлял списки, так сказать, для личного пользования и вообще был в то время тяжело болен. Полемика Кокбэри и Хитчинса обострилась еще больше из-за того, что в прошлом оба они были коммунистами и сотрудничали с леволиберальным журналом "Нэйшн". Недавно Хитчинс покинул журнал и перекинулся в стан неоконсерваторов - злейших врагов "Нэйшн" и вообще американского либерализма (вожди неоконсерватизма - идеологическая основа республиканской администрации президента Буша). Буквально на днях в "Купер юнион" Нью-Йорка состоялся симпозиум "Оруэлл сейчас", организованный ПЕН-центром США, на нем вновь схлестнулись прооруэлловские и антиоруэлловские литераторы.
И несколько слов об авторе "Шанса Сноуболла". Джону Риду 33 года. "Шанс Сноуболла" - его первая книга. Он коренной житель Нью-Йорка с артистическими семейными традициями (его отец - художник). В детстве, вспоминает писатель, он часто играл под сенью небоскребов-близнецов, и поэтому их разрушение "особенно отозвалось в его сердце". Несмотря на жесткую критику капитализма в "Шансе Сноуболла", Рид считает, что "капитализм как система, работает лучше коммунизма. Но я имею в виду подлинную капиталистическую систему, а не корпоративный конгломератный капитализм. Я хочу, чтобы в Америке царила подлинная демократия, обеспечивающая равную правовую защиту для всех".