Другая стратегия "Укрзалізниці" [ Редагувати ]
Юго-западная железная дорога - одна из самых старых в Украине. Общая протяженность - 4668 километров. Расположена, в основном, на территории Киевской, Винницкой, Житомирской, Черниговской, Хмельницкой и Сумской областей. Граничит с Россией, Беларусью и Молдовой. В ведении юго-западной железной дороги - 315 станций. В районе, где она расположена, проживают больше 11 миллионов человек.
Здравствуйте! Вряд ли еще десять лет назад кто-то в Ворожбе мог представить, что придет такой день. "Невозможно"- сказали бы нам машинисты. "Трудно поверить", - ответил бы начальник локомотивного депо. Но все это - десять лет назад. А сегодня - другая стратегия.
На принятие локомотива перед рейсом бригаде отводится 58 минут. Из них тридцать - на осмотр в депо, остальное время уходит на проверку тормозов и тепловозной тяги. Мало - говорят машинисты - нужно хотя бы полтора часа. Но приходится ужиматься. И хорошо, что как обычно, выручает опыт. Вечная нехватка времени, вечная проблема экономии...
В Ворожбе - все по расписанию. Зимой - по зимнему, а летом - по летнему. Кто-то давно придумал этот график, навсегда связав жизнь городка с прибытием и отправкой поездов.
А когда-то, примерно столетие назад, здесь пытались обмануть время. Сегодня эти легенды еще вызывают добрую улыбку. Рассказывают, что ушлые буфетчицы из станционного ресторана вошли в сговор с машинистами. Будто в награду за прибытие поезда на несколько минут раньше графика железнодорожнику полагалась запотевшая чарка и ароматная булочка. А провинциальная ресторация, понятное дело, подсчитывала выручку.
Вряд ли сегодня кому-то придет в голову нарочно сбиться с графика - это слишком рискованно. Да и с подносом на перрон уже никто не выйдет.
Владимир Кальченко, председатель профкома локомотовного депо "Ворожба": "Да, на сегодняшний день железнодорожники стоят на голову выше от своих коллег по другим специальностям, поскольку у нас и нормальная заработная плата, и своевременная выплата, и 13-я зарплата, и соцобеспечение. То есть не так, как у частного предпринимателя - и больничные оплачиваются, и профсоюзные путевки выделяются. Средства для оздоровления и медобслуживание на высшем уровне, то есть по страховым полисам мы имеем право лечиться бесплатно".
Профсоюзный лидер перечислил почти все преимущества. Конечно, льготы существенны, и не дорожить такой работой в наше время было бы, по крайней мере, глупо.
Владимир Кальченко, председатель профкома локомотовного депо "Ворожба": "Очень тяжело остаться без работы. Это очень страшно. Потому что у каждого семьи, каждый переживает, каждый думает, и лишить людей последнего куска хлеба - это очень плохо со стороны "Укрзалізниці".
Последние слова Владимиру Кальченко дались непросто. В таком контексте "Укрзалiзниця" звучит не часто. Тем более, в разговоре с журналистами. Железнодорожнику это вполне может стоить работы. И об этом нам тоже сказали. Люди боятся говорить о том, что всех волнует. Волнует - не то слово. Сегодня практически в каждой ворожбянской семье обсуждают вопрос - что будет дальше. Но между собой - это одно, а вот для чужих ушей - совсем другое.
Железные дороги стали рентабельными, начиная с 2001-го года "Укрзалiзниця" работает с солидной прибылью. Так, в том же 2001-м дополнительно полученные средства позволили почти в 2 раза увеличить ассигнования для решения социальных вопросов. За последние несколько лет зарплата на железнодорожном транспорте выросла больше, чем в 2 раза.
Богдан Осадько, помощник машиниста: "Мы работаем, постепенно уходят пенсионеры, но нет смены поколений. Раньше человек уходил, на его место кто-то приходил. Сейчас этого нет. Я не знаю, сейчас установку дает "Укрзалізниця" или наша дорога. Насколько я знаю, приема сейчас на железную дорогу нет".
За последние десять лет из депо ушла почти половина сотрудников. Кто по возрасту, кто по сокращению. Коллектив, состоящий примерно из двухсот человек, заметно постарел. Несколько лет назад, возможно, такой информации никто не придал бы особого значения. Но сегодня об этом говорят, как о начале конца Ворожбы - городка потомственных железнодорожников с почти полуторавековой историей.
У Богдана Осадчего дед и прадед тоже были машинистами. Локомотивное депо - почти что дом родной. Но теперь из него почему-то выгоняют. Причем, никто не знает точно - почему. Говорят, это происки соседей-харьковчан. Не дает им покоя чужое добро - ищут любые пути, любые выходы на столичное начальство, лишь бы получить желаемое. Хотя подтверждения слухам еще нет.
Богдан Осадько, помощник машиниста: "Борьба идет давно. Южная дорога рвется к нам сюда забрать этот кусочек, водить поезда до Конотопа. Наверное, сколько я здесь работаю, с 81-го года, столько оно и идет. Все это обосновывается экономической точкой зрения. Нам объясняют, что Ворожба (локомотивное депо и станция) не приносят прибыли. Это убыточные предприятия. Если депо "Основа" будет обслуживать эти 75 километров - это будет значит экономически выгоднее всей железной дороге".
Богдан Осадько, помощник машиниста: "В свое время все это было загружено. Стыковой узел - связь Украины с Россией. Работы хватало. Сейчас, конечно, сложнее с этим. Но я думаю, что просто так взять этот узел и закрыть - нецелесообразно. Потом его восстанавливать, это будет дороже стоить".
Здесь постепенно привыкают к тишине. Только огни семафоров, да редкие грузовые составы нет-нет и прогрохочут через ночную Ворожбу. А раньше, когда все пути были забиты, поезда шли с интервалом в 10-12 минут, и станционные диспетчеры еще умудрялись как-то между грузовыми отправлять пассажирские составы. И все это двигалось непрерывным потоком. С юга на север, с востока на запад и в обратном направлении.
Через Ворожбу и сегодня проходит основная ветка Юго-Западной дороги - часть трансевропейской железнодорожной магистрали: Москва - Киев - Львов - Прага. Но станция еще помнит лучшие времена.
"Укрзалізниця" ежегодно перевозят свыше трехсот миллионов тонн грузов и больше полумиллиарда пассажиров. Около 90 процентов перевозок осуществляется электровозами. Остальные участки обслуживаются тепловозной тягой. Юго-западная дорога связывает Донбасс, Криворожье и Приднепровье с центральными и западными областями, обеспечивает важнейшие транспортные связи Украины с Россией, Беларусью, Молдовой и другими странами.
Борис Мартыненко, начальник локомотивного депо "Ворожба": "Сложно держать 2 станции, обслуживать, которые находятся рядом в 75 километрах - 2 огромных узла. Сейчас идет работа к тому, чтобы поезда продвигались, особенно пассажирские, чтобы пассажир мог ехать быстрее, комфортнее - меньше стоянок, больше движения".
Локомотивное депо "Ворожба" - это часть Конотопского. Поэтому местный начальник, соответственно, занимает должность заместителя начальника депо в Конотопе. Казалось бы, кто, как не он, должен знать, что ожидает городок в ближайшие несколько месяцев. Кто, как не он, сможет внести ясность и успокоить свой коллектив?
Борис Мартыненко знает больше, чем его люди. Ему положено знать. Ведь даром деньги сейчас никто не платит - он сам об этом говорит. Вопрос решается, причем на самом высшем уровне. "Значит, мы еще нужны", - делает вывод начальник депо.
Борис Мартыненко, начальник локомотивного депо "Ворожба": "С моей точки зрения, компромисс этот должен решиться так - людям нужно искать какую-то работу, если они не будут водить поезда, то ремонтировать что-то, обслуживать, изготавливать оборудование. Вы же видите, что сейчас железнодорожные предприятия много делают".
Может не так много, но делают. В локомотивных депо ремонтируют вагоны, изготавливают несложное оборудование. Наверное, при желании можно загрузить людей. Но, как понимают в Ворожбе, вопрос совсем не в этом.
Богдан Осадько, помощник машиниста: "Парадоксальное явление - грузовые поезда у нас сейчас идут быстрее. Грузовые поезда - максимум уходит полтора часа от Ворожбы до Конотопа доехать. Пассажирские, непонятно почему составлен так график движения их, что более 2 часов пассажирский поезд едет".
Графики - это головная боль, жалуются машинисты. Даже несмотря на то, что движение уже не такое интенсивное, как раньше. "Графисты - теоретики, а мы-то практики, причем со стажем. Каждый год повторяется одно и то же, но кто будет слушать простого машиниста?"
Владимир Кальченко, председатель профкома локомотовного депо "Ворожба": "Да, уверенности в завтрашнем дне у нас, конечно, нет. Потому что это не первый случай, не первый год идут нападки на Ворожбянский узел, и мы не уверены, что у нас эту работу завтра или послезавтра не заберут остаточно, и коллектив не может просто так нормально работать, не зная о своем завтрашнем дне".
Информация о том, что участок Ворожба - Конотоп длиною в 75 километров передают в ведение харьковского депо "Основа", появилась в январе. Прецедентом послужила телеграмма. С введением летнего графика поезда будут следовать через Ворожбу без остановки, соответственно - без смены локомотивных бригад. А значит, забирают их хлеб, их работу.
В общем объеме перевозок юго-западной железной дороги 78 процентов составляет транзит. Главные транзитные грузы - железная руда, нефтепродукты, каменный уголь, черные металлы, строительные материалы и промышленная продукция.
Телеграммой подписали приговор не только Ворожбе - всему Белополью. Шутка ли: железнодорожный узел - едва ли не единственное работающее предприятие в районе.
Юрий Дрозд, заместитель главы Белопольской райгосадминистрации: "Станцiя Ворожба має дуже велике значення. Адже Ворожба - це 8 тисяч населення, залiзничне мiстечко,яке живе за рахунок пiдприємств, якi обслуговують залiзницю i тому, якщо дiйсно вiдбудеться скорочення, то це приведе до негативного наслiдку в мiсцi i в районi".
И это именно тот случай, когда администрация хорошо знает, о чем говорит. Уже разосланы письма - обращения к вышестоящему начальству, к народным депутатам с просьбами о помощи. Цепочка служебной субординации соблюдена со всей строгостью. Подключился даже губернатор.
Власти района заверяют - мы не дадим своих людей в обиду. Но при этом признают, что ситуацию не в силах контролировать. Ведь последнее слово все равно скажут в "Укрзалізниці".
Богдан Осадько, помощник машиниста: "Исходя из того, что нам обещают, вроде бы не должно быть сокращения. По крайней мере, до мая. Если в мае локомотивное депо "Основа" поедет со своими локомотивами, поведет поезда до Конотопа, то это уже будет не сокращение, а будет конец узлу Ворожба. Уйдут все".
Ответы, полученные из центра, ясности так и не внесли. Но в Ворожбе живут надеждой. Надеждой на то, что полторы тысячи семей не оставят без куска хлеба. Что в Киеве их услышат и поймут. У ворожбян больше нет сил молчать.