"Код-46" - из жизни клонов [ Редагувати ]
Британская актриса Саманта Мортон известна нашему зрителю благодаря ролям в фильмах "Сладкий и гадкий" Вуди Аллена и "Особое мнение" Стивена Спилберга. В конкурсе 60-го Венецианского кинофестиваля она вместе с американским актером Тимом Роббинсом представляет футуристическую драму "Код 46" режиссера Майкла Уинтерботтома. Фильм можно считать современной интерпретацией мифа об Эдипе: если в недалеком будущем клонирование человека станет возможным, как избежать встречи с собственным клоном или клонами своих близких родственников? Герой Тима Роббинса полюбил женщину, генетически идентичную его матери, - именно это и является нарушением "кода 46". После венецианской премьеры фильма Саманта Мортон ответила на вопросы корреспондента российских "Ведомостей".
- Герои фильма не могут быть вместе по чисто техническим причинам: закон запрещает отношения между клонами. Моральный аспект, по-моему, не затрагивается.
- Да, мораль тут ни при чем. Вернее, мы сталкиваемся с совершенно новой проблемой, не находящейся в плоскости традиционной морали. С развитием генной инженерии возникает вероятность, что однажды вы встретите человека, у которого будет такая же ДНК, как и у вас. Ведь живут же среди нас дети из пробирки и не знают, где и когда могут познакомиться с неизвестным родственником. Возможно, мы с вами уже принадлежим к поколению людей, для которых встреча с клоном матери или отца - реальная перспектива.
- Фильм можно рассматривать как трагедию нового Эдипа, а можно считать интерпретацией платоновской легенды о двух половинках одного человека.
- Никогда не слышала об этой легенде. В поиски второй половины я не очень верю. Любовь возникает в совершенно разных обстоятельствах по совершенно разным причинам. У человека почти никогда нет возможности выбирать того, кого он любит. Нет никаких рациональных причин, никакой возможности принять продуманное решение. Часто мы не можем даже найти точных слов для описания своих чувств. Поэтому мне интересно в разных фильмах проживать самые разные формы отношений между мужчиной и женщиной. Когда я соглашалась сниматься в "Коде 46", я не думала о том, что буду играть в фантастическом фильме с философским подтекстом - для меня это в первую очередь была история любви.
- Вашим героям стирают память, чтобы они забыли друг о друге.
- На самом деле подобные вещи происходят и без вмешательства новых технологий. Люди сами способны стирать свои воспоминания. И делают это повсеместно.
- В городе будущего звучат все возможные акценты и вариации английского. Что вы, как англичанка, думаете о том, что произошло с вашим языком?
- Когда мне было лет шестнадцать, я приходила в ужас от того, что повсюду меня окружает американская речь - фильмы, песни, телепередачи. Теперь мне двадцать шесть, и я понимаю, что трансформации английского языка неизбежны, нравится это британцам или нет.
- Почему во многих ваших фильмах (по крайней мере в тех, что выходили в СНГ) , вы играете глубоко несчастных женщин?
- Вообще-то я играла и другие роли, но их действительно меньше. Меня привлекают проекты, в которых содержится возможность риска. Я очень разборчива в выборе людей, с которыми работаю. Выходит так, что серьезных режиссеров зачастую интересуют сложные истории, в которых мне отводится роль трагической героини. Мне кажется, что у современной актрисы больше не может быть долгой карьеры, номенклатура звезд обновляется слишком быстро, поэтому важно с самого начала следить за тем, какие именно фильмы от тебя останутся. Уже в шестнадцать лет я знала, что не хочу стать голливудской звездой: меня интересовали интернациональные проекты с самыми разнообразными задачами. Мне не нравятся режиссеры, которые относятся к актерам, как к мебели: от партнеров я обычно жду открытости и честности.
- Кто из молодых актрис вам больше всего нравится?
- Сейчас вспомню, такая трудная фамилия. Играла в фильме "Лиля навсегда".
- Оксана Акиньшина.
- Вот, Оксана Акиньшина.