Томенко: для Украины избрание президента парламентом является абсолютно нелогичным [ Редагувати ]
Директор Института политики, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко считает, что для Украины избрание Президента парламентом является абсолютно нелогичным с точки зрения европейской практики.
Об этом Томенко сказал в своем комментарии, добавив, что в Украине недавно начато обсуждение предложений конституционных изменений об избрания Президента парламентом.
Он напомнил, что некоторые сторонники такой идеи даже мотивируют необходимость такого нововведения европейским опытом. На этот счет Томенко приводит следующие факты. В частности, в настоящее время к Европейскому союзу как к ключевому сообществу, объединяющему европейские государства, имеют прямое отношение 27 стран: 15 государств-членов ЕС, 10 государств, которые станут членами ЕС в мае 2004 г., и два государства, которые станут членами ЕС в 2007 г.
Из этих 27-ми государств 7 являются конституционными монархиями, и в них главу государства не избирают вообще.
Из 20 государств, у которых существует выборность главы государства, в 12-ти президента избирают на прямых выборах: Австрии, Болгарии, Финляндии, Франции, Кипре, Ирландии, Литве, Польше, Португалии, Румынии, Словакии, Словении.
Таким образом, прямое избрание президента происходит не только в президентских и парламентско-президентских, а даже в некоторых сугубо парламентских республиках, у которых правительство является автономным от президента. Это такие парламентские республики, как Австрия, Финляндия, Ирландия, Португалия, Словакия, Словения. Прямые выборы президента все больше применяются для избрания глав государств в Европе. Так, недавно были введены прямые выборы президентов в Словакии и Финляндии.
Президента избирает парламент в 8 оставшихся государствах: Латвии, Эстонии, Греции, Чехии, Венгрии, Мальте, а также Германии и Италии.
Как видим, отметил Томенко, в этой группе из 8 государств представленные два типа стран. Первый тип представляют малые по территории и населением страны. Второй тип представляют Германия и Италия, имевшие опыт прихода к власти тоталитарных режимов через прямые выборы. Конституционный строй Германии и Италии формировался на волне борьбы с трагическим прошлым, поэтому их населению не было в свое время доверено прямо избирать главу государства, отметил политолог. Кроме того, для послабления, как тогда считали, потенциально опасной центральной власти, в послевоенных Германии и Италии были созданы влиятельные верхние палаты парламентов из представителей регионов.
Как отметил Томенко, Украина не принадлежит ни к первому, ни ко второму типу государств. Поэтому, по его убеждению, отказываясь от избрания президента народом, власть в Украине пошла бы против общеевропейских тенденций, в частности и против тенденции расширения поля применения прямых выборов.
Для Украины оптимальным является максимально широкое применение норм прямой демократии, которыми являются прямые выборы, и политический строй, предусматривающий сильные как исполнительную, так и законодательную власть, оба избраны народом, по нормам прямой демократии.