Японские поезда-пули изменили представление о времени и пространстве [ Редагувати ]
В Украине в следующем году запускают поезда-пули. О поставках таких локомотивов год назад договорился украинский вице-премьер Борис Колесников. В Японии же поезда-пули работают уже четыре десятка лет, двигая вперед экономику. Андрей Цаплиенко с ветерком прокатился на чуде современной техники.
Догонять уходящий "Шинкансен" смысла нет. Но вовсе не потому, что он разгоняется до трехсот километров в час. Следующий экспресс - отправляется буквально через три минуты. Поэтому на токийском вокзале никогда не бывает суеты.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- "Шинкансен, поезд-пуля, главный локомотив японской истории. Он совершил революцию в сознании японцев, сделав условными понятия "близко" и "далеко". И круто изменил темп жизни. Ехал через полстраны и опоздал на работу", - такое объяснение в Японии не принимается.
К началу шестидесятых транспортные вены перенаселенной страны закупорили пробки-тромбы.
От коллапса Японию спас "Шинкансен". Он впервые вышел на большую дорогу в апреле шестьдесят четвертого. Двенадцать лет спустя скоростная сеть перевезла миллиардного пассажира.
Поезд-пуля похож на самолет. И машинистов здесь называют пилотами. Как в авиации. В салоне просят выключать мобильные телефоны. Чтобы не мешать соседям. Улыбчивая стюардесса уверенно толкает тележку с напитками. Даже при экстренном торможении кофе остается в пластиковых стаканах.
Кенсана Инагава, стюардесса:
- Едет плавно, я ни разу не уронила товар. Ой, вы что, меня снимаете?
Поезд-пулю многократно догоняли европейские аналоги, но по интенсивности перевозок японцы давно ушли в отрыв от остальных стран. С апреля шестьдесят четвертого было продано шесть миллиардов билетов на "Шинкансен".
И только однажды "супер-поезд" сошел с рельсов во время землетрясения. Ни одного пострадавшего. Пассажиры были недовольны лишь тем, что им пришлось пешком добираться до ближайшей лестницы.
Хари Гупта, инженер:
- Раз в две недели езжу на "Шинкансене" в Токио. Может, поезда-пули не самые скоростные, но самые безопасные в мире.
Каждый раз, когда кондуктор заходит в вагон, он делает традиционный поклон. Такой же - на выходе. Между двумя поклонами - проверка билетов. Это не более, чем традиция. Контролеры говорят, им ни разу не попадались "зайцы".
Уэда Йоширо, кондуктор:
- "Шинкансен" сделан для удобства людей. Мы здесь для того, чтобы, в первую очередь, пассажирам было удобно на любой скорости.
Транспортная революция продолжается. В две тысячи третьем опытный "Шинкансен" на магнитной подушке разогнался до пятисот восьмидесяти одного километра в час.
Нориюку Ширакуни, руководитель испытательного центра скоростных поездов: "Это мировой рекорд. Я абсолютно счастлив. Мы в любой момент можем запустить поезд. Но главная проблема - не увеличение скорости, а снижение расходов на реализацию проекта".
Сегодня эта проблема решена. Уже через год поезд на магнитной подушке прокатит с ветерком первых коммерческих пассажиров. И придаст новое ускорение японской экономике.
Андрей Цаплиенко, Александр Данилов, Токио, "Подробности", телеканал "Интер".