Как защищают свои права украинские потребители [ Редагувати ]
Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей. Как раз 46 лет назад был издан первый документ, защищающий простого покупателя - "Биль о правах потребителя". Закон подписал тогдашний президент США Джон Кеннеди.
А ещё через два десятилетия ООН утвердила "Главные принципы для защиты прав потребителей". К ним присоединилась и тогда еще советская Украина.
На западе покупатели умеют отстаивать свои права. Самые крупные иски американских граждан удовлетворил суд США. Курильщица, умирающая от рака легких, выиграла у табачной компании 28 миллионов долларов, за то, что ее не предупредили о вреде курения. А 125-килограммовый американец выиграл иск в 50 миллионов долларов, обвинив фаст-фуд в своем избыточном весе. А вот как защищают свои права украинские потребители?
Книга жалоб, которую продавцы раньше обычно прятали под прилавком - сегодня почти раритет. В виртуальном мире многие уже не только общаются, но и делают покупки. Так что и на качество товаров можно посетовать разве что на форумах. Впрочем, бывают и исключения. Андрей Лучников в интернет магазине купил бракованный мобильный телефон. Вернуть деньги или поменять товар - продавцы отказались. Еще и нахамили в придачу.
Андрей Лучников, потребитель:
- Когда у меня были все документы на руках, эта компания просто мне отказала в грубой форме. И сказали: что хотите, то и делайте - подавайте в суд, мы никого не боимся. Нам ничего не страшно. Тут уже дело не в деньгах было, а дело в принципе. Я считаю, что такого рода предпринимателей нужно наказывать.
Полтора года Андрей оббивал пороги судов. Дошел даже до Апелляционного. После 12-го заседания продавца все-таки обязали выплатить ущерб - сумму, в три раза большую, чем стоил сам мобильный. Правда, деньги Андрей все еще не получил, теперь его делом занимаются судебные исполнители.
А вот с некачественными продуктами питания, которыми завалены магазинные прилавки, казалось бы, все проще, но до суда мало кто доходит. За бутылку подозрительного молока Олесе Бессараб продавцы сразу же вернули деньги. Вот только молодая мама до сих пор не знает, чем накормила своего ребенка.
Олеся Басараб, потребитель:
- Ти молоко перевертаєш, а вони, оці зсередини брудні. Такого темно-коричневого кольору. Це навіть як не осад, а як мул. Коли я зателефонувала в захист прав споживачів і розказала, що купила молоко, зварила дитині кашу і невідомо що в тому молоці є. Мені сказали, цими питаннями займається відділ гігієни харчування санстанції. Коли я зателефонувала в санстанцію, мені сказали: дівчино, вам, можливо, не варто хвилюватися, бо швидше за все це коровячий послід.
Теперь перед тем, как сварить кашу, Олеся обязательно процеживает молоко. Мало ли, что еще может в нем оказаться.
Доказать и защитить свои права украинскому потребителю сложно, это признают и в Управлении по защите прав потребителей. Ведь законодательная база - несовершенна. Кроме того, приходиться платить немалые деньги за сбор доказательств.
В среднем, экспертиза любого продукта питания обойдется в полторы тысячи гривен. Проконтролировать качество товаров в интернет-магазинах вообще невозможно, поскольку у них нет юридического адреса. А если же магазин не виртуальный, а вполне реальный, то о своем визите, согласно новому закону, ревизоры обязаны сообщить за десять дней.
Юрий Нескоромный, глава Управления по защите прав потребителей:
- Если начальник по борьбе с наркотиками приходит к наркодилеру, стучится к нему в дверь и говорит: ты пока дверь не открывай, я к тебе через 10 дней приду, ты будь готов. Вот, как бы, ответ на все вопросы. Из 100 предприятий, на которые мы отвезли и вручили уведомления про проверку, большая часть обычно закрыты, когда мы приезжаем.
Единственный совет, который дали в управлении: сохраняйте чеки. Хотя бы две недели. При судебных тяжбах - это главное доказательство.
По такому документу Мария Лукьяненко возвращала товар лишь однажды. С тех пор она хранит все чеки в альбомах. В ее коллекции их больше тысячи. Так, что иногда потребительская осторожность становится хобби.