Полгода назад разбился самолет президента Польши [ Редагувати ]
Сегодня - полгода с дня польской трагедии. 10 апреля самолет президента Леха Качиньского разбился на военном аэродроме под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек - президент с супругой, цвет польской нации, руководители ключевых ведомств страны. Правительственная делегация спешила склонить головы у монумента польским офицерам, расстрелянным НКВД. Но вышло так, что теперь уже скорбят о них. И ждут результатов расследования, которое может затянуться на годы. София Гордиенко пробовала приоткрыть завесу тайны над результатами работы сыщиков.
Ответа на вопрос "Кто виноват" польская общественность ожидала сразу после авиакатастрофы. В прессе буквально каждый день появлялись отчеты о работе следствия. И вот сегодня, спустя полгода, стало понятно, что расследование может длиться годами.
Густая смоленская мгла, поглотившая президентский самолет, обнажила проблемы подготовки ВИП-перелетов, дисциплины и принятия решений на борту.
10 апреля. Самолет ТУ-154, из-за опоздания президента, вылетел не в 7 утра, как было запланировано, а на полчаса позже. Подлетая к Смоленску, пилот узнает от российских диспетчеров о том, что из-за густого тумана видимость практически нулевая и, возможно, придется лететь в Минск. Но времени было мало - торжественная часть на Катынском кладбище должна начаться через 40 минут. В кабину пилота регулярно наведываются командующий ВВС Польши и директор дипломатического протокола. Пилоты буквально «идут по приборам» и все-таки пытаются посадить самолет. Возможно, система навигации ошибочно принимает за поверхность земли ров перед взлетной полосой, а значит земля ближе, чем думал экипаж.
10 следователей военной прокуратуры уже собрали 170 томов свидетельств и справок о деле. Как и полгода назад, существуют 4 версии причин катастрофы - ошибка пилота, неисправность самолета, плохая организация и так называемая "деятельность третьих лиц", - проще говоря "покушение".
Збигнев Жепа, пресс-секретарь Польской военной прокуратуры:
Чтобы получить полную картину происшедшего - мы привлекли экспертов. Они сопоставляют данные черных ящиков и записи со смотровой вышки. Только после этого можно будет понять - что же на самом деле произошло. Мы разрабатываем четыре версии, однако последняя - о покушении, кажется сейчас наименее правдоподобной.
Хотя сообщения официального следствия скупы и сухи, журналисты в воскресной прессе отчитались за полгода собственных находок и предположений. По информации польских корреспондентов, аэропорт в Смоленске был практически закрыт, военная часть, курирующая его, расформирована, и даже демонтированы системы навигации, на которые рассчитывали пилоты. Журналист "Газеты Выборчей", расследующий причины катастрофы, говорит - на борту и на земле, причастные к полету люди в тот роковой день совершали ошибку за ошибкой.
Богдан Врублевский, журналист "Газеты Выборчей":
Пилот, насколько нам известно, никогда не тренировался на симуляторах, которые имитируют управление ТУ. Приземлялись в плохо оборудованном военном аэропорту с очень слабой системой сопровождения. И возникает вопрос - не совершили ли ошибку контролёры со Смоленской вышки, не поздно ли они запретили приземляться, да и запретили ли вообще.
Изучив множество нормативных актов военной авиации, Богдан Врублевский говорит - главный пилот нарушил все правила, пытаясь приземлиться при таком густом тумане.
- Пилот, понимаете, почему-то должен был садится. Таким было психологическое давление на борту самолета.
Впрочем, соратники Леха Качинского не верят в фатальное "стечение обстоятельств". Как и в то, что на пилота оказывали давление. Они возмущены медлительностью расследования, задержками с передачей российской стороной "черных ящиков" и даже тем, что за несколько месяцев до трагедии, во время планового ремонта ТУ-154 в Самаре, на борт самолета пускали иностранных журналистов. Они свободно ходили по роскошному салону "Тушки" и даже заглядывали в кабину пилота.
Анна Сикора, депутат Польского сейма от партии "Право и Справедливость":
Самолет ремонтировали в Самаре в прошлом году. Мы не знаем, как проходили работы и наблюдали ли за ними наши спецслужбы, а ведь речь идет о самолете для первых лиц страны. Нет у нас этой информации, и я подозреваю, что мы ее не получим.
Анна Сикора - соратница погибшего президента. Она входит в так называемый парламентский союз "Смоленской катастрофы". Анна уверена, расследование и польской, и российской стороной ведется "спустя рукава".
Анна Сикора, депутат Польского сейма от партии "Право и Справедливость":
Слишком много доказательств скрывают, чтобы мы могли поверить в случайность. Я не верю в случайность, не верю, что кто-то что-то расследует - даже обломки самолета только на этой неделе были прикрыты каким-то брезентом.
Эксперты российской Межгосударственной Авиационной Комиссии обещают предоставить рапорт уже через неделю. Россияне уверяют - претензии польских оппозиционеров беспочвенны.
Александр Бабаков, заместитель председателя Госдумы России:
Насколько мне известно, претензии носят частный характер и не повлияют на решение комиссии, которая занималась расследованием. Мы все-таки считаем, что эта трагедия, которая произошла и сделать выводы надо органам, занимающимся обеспечением безопасности первых лиц государства.
Не спешит комментировать ход расследования и новый президент Польши - Бронислав Комаровский. Из-за сочувствия поляков к брату погибшего главы государства Ярославу Качинскому, на внеочередных выборах он едва не потерял шанс занять президентское кресло. Теперь взвешивает каждое слово.
Бронислав Комаровский, президент Польши:
Это плохая традиция - говорить о результатах перед окончанием прокурорского расследования. Оно идёт и в России, и в Польше. Нам нужно подождать с оценкой до того момента, когда можно будет ознакомиться с решением следователей.
Родственники погибших сегодня рано утром приехали к разбитому самолету. Вместе с супругами президентов России и Польши - Светланой Медведевой и Марией Комаровской они прошли последний путь своих близких. Именно здесь уже неуправляемый самолёт в один миг разлетелся на тысячи кусков, унеся жизни 96 человек.
София Гордиенко, Надежда Дерманская, Юрий Голубинка, "Подробности недели", ТК "Интер", Варшава, Польша.