Киевскому метрополитену исполняется 50 лет [ Редагувати ]
Киевской подземке - 50. Первая ветка столичного метро шла от станции "Днепр" до "Вокзальной". Тогда на стройку метрополитена - люди приезжали со всей республики, а материалы и инструменты привозили со всего Союза. Как изменилось метро за полстолетия - на этот вопрос Вениамину Трубачеву отвечали люди, которые строили первые станции.
Несколько тысяч человек собрали на митинг прямо под землей, на станции Крещатик - соорудили сцену - там выступают партийные деятели, затем в первый рейс отправляется поезд.
В ноябре 1960-го открытие метро в Киеве стало событием республиканского масштаба. Люди приезжали просто на экскурсию.
Вениамин Трубачев, корреспондент:
- За одиннадцать лет построили первый участок киевского метро от станции Днепр до Вокзальной. Это шесть остановок. Работали практически круглосуточно, и результат оправдал даже самые смелые ожидания. Тогда подземка стала не только общественным транспортом, но и своеобразным музеем. Например, здесь на Университете до сих пор сохранилась целая коллекция бюстов. Вот Франко, далее Пушкин, Шевченко - собрали всех классиков вместе.
Вначале хотели обойтись без скульптур, но потом передумали. И теперь они стали визитной карточкой столичного метро. Каждая станция отличается цветовой гаммой и архитектурой. Чтобы начать строительство остановки, требуются годы проектных работ. В этом архиве - описание всех станций.
Александр Хавин, заместитель главного инженера ГП "Проектный институт Укрметротуннельпроект":
- Объекты большие у нас, поэтому сразу всю документацию разработать невозможно, тем более меняются материалы, меняются технологии, меняются требования.
Не менялись только материалы, которые использовали при строительстве - мрамор и гранит. Оказывается, это не только дань советскому монументальному стилю, но и вполне трезвый расчет.
Александр Хавин, заместитель главного инженера ГП "Проектный институт Укрметротуннельпроект":
- Во-первых, эти материалы имеют высокую прочность. Поскольку сооружения метрополитена рассчитаны, как я уже говорил, на 250 лет. Материалы выбираются исходя из соображений гигиены, то есть - эти материалы гранит, и мрамор легко моются
Если станции за 50 лет практически не изменили свой облик, то технология строительства стала совсем иной. Раньше рубили тоннели вот так - вручную отбойными молотками. Сейчас эту работу делает техника.
Михаил Корниенко, мастер-путеец киевского метрополитена:
- Это проверка ширины колеи. И сейчас перед сдачей нужно узнать точность ее зашивки.
Его биография - это история киевского метрополитена. Михаил Корниенко строил еще первые станции 50 лет назад. Несмотря на почтенный возраст - 72 года, он и ныне спускается под землю и прокладывает рельсы.
Михаил Корниенко, мастер-путеец киевского метрополитена:
- На открытии метро было много желающих, и вы понимаете, начальство, и все. - это такое количество людей, для Киева - это было событие.
Открытие метро предопределило и судьбу Василия Скоробагатько.
Василий Скоробагатько, машинист электропоезда:
- В 60-м году вместе с родителями после открытия метрополитена мы проехали - очень понравилось, когда подрос, пошел в училище железнодорожное 17-ое.
С тех пор, уже 33 года, он работает машинистом в столичной подземке. Рассказывает - сначала было только три вагона, сейчас пять. А машинистам приходилось управлять составом вручную, теперь все автоматизировано.
Василий Скоробагатько, машинист электропоезда:
- Раньше машинисты объявлял с помощью микрофона, а сейчас у нас новые установлены радио информаторы. И при нажатии автоматически объявляет станции.
Поезда становятся все комфортнее, а станций в подземке уже - 46. И каждую - обязательно открывают первые лица страны и города. Это, пожалуй, единственное, что остается неизменным за всю историю метро.
Вениамин Трубачев, Геннадий Аникеенко, "Подробности", телеканал "Интер".