Украина - в лидерах Европы по смертям в ДТП [ Редагувати ]
Сегодня в мире вспоминают о жертвах автокатастроф. В Украине в результате ДТП ежегодно гибнут более семи тысяч человек. Это больше, чем от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.
Статистика говорит: большинство несчастных случаев происходят на пешеходных переходах. Особенно, если он на оживленной трассе, на улице ночь и поблизости нет ни одного фонаря. В Украине есть населенные пункты, где люди гибнут под колесами машин чуть ли не каждый день. Подробности - у Максима Урлапова.
Трасса Киев-Житомир. Вот на этом ее участке, где дорога разделяет село Калиновка, статистика смертей пешеходов - пугающая.
- Наша дорога покрита десь ось такою товщиною крові.
Только за этот год здесь погибли сорок человек, в основном местные жители. На кладбище Калиновки могил, где похоронены жертвы автомобильных аварий, - больше трети.
Ольга Пиндюра, жительница села Калиновка:
- В нашому селі - у кожній хаті. От на углу хата - машина дівчинку вбила, тут от навпроти - жінку теж машина вбила. Багато, дуже багато машини збивають людей.
Здесь только один пешеходный мост. И еще две зебры. Расстояние между ними - два километра. Поэтому большинство людей ими не пользуются.
Алексей Черненко, житель села Калиновка:
- Мені йти в магазин - то це круг мені треба робити. Так мені легше через трасу перебігти.
Больше всего людей - здесь сбивают в темное время суток. В Калиновке до сих пор не установили фонари. Водители просто не видят пешеходов. Идти чуть ли не на ощупь по трассе, где машины проносятся со скоростью до двухсот километров в час, люди здесь уже привыкли.
А это участок трассы Киев-Одесса, который проходит через село Ксаверовка. Еще несколько лет назад здесь не было ни одного фонаря. Машины тогда сбивали по тридцать человек в год. Муж Марии Ткаченко погиб, когда возвращался домой с работы.
Мария Ткаченко, жительница села Ксаверовка:
- Тут якась машина його - було дуже темно – зачепила. Він упав, по ньому проїхали ще дві машини - іномарка й фура.
Фонари и отбойники в селе установили после того, как местные жители организовали пикет и перекрыли дорогу. Количество смертей здесь сразу уменьшилось в десять раз.
Именно на пешеходных переходах в Украине больше всего жертв ДТП, говорит эксперт по безопасности дорожного движения Кирилл Николаев. В городах зебру чаще всего наносят краской, а она стирается уже через полгода. Ее видят пешеходы, но не замечают водители - и жмут на газ.
Кирилл Николаев, эксперт по безопасности дорожного движения:
- В данном случае это просто лотерея: увидел - не увидел, успел - не успел.
Вместо краски разметку нужно наносить с помощью полимерной ленты или пластиком, говорит Кирилл Николаев. Это долговечнее. Еще одна проблема - в Украине часто неразумно развешаны знаки и установлены светофоры.
Яркий пример - перекресток в столице. Водители, которые останавливаются, не видят светофора - он прямо над ними. Зато смотрят на светофор с другой стороны дороги, хотя он предназначен не для них. Там загорается зеленый - они едут, не зная, что для них горит еще красный. Обычно машины еле успевают затормозить. Местные таксисты говорят: аварии здесь происходят с завидным постоянством.
Александр Роговский, водитель такси:
- Раз в две недели - это гарантия. ГАИ даже приезжает - оно знает, что те люди виноваты 100%, что туда смотрят, а сюда не смотрят.
Егора и Кирилла воспитывает бабушка. Дети в один миг потеряли своих родителей. Они погибли в автомобильной аварии: на встречную полосу выскочил джип. Дети сидели на заднем сидении. У Кирилла тогда оказалось сломанным бедро, а вот Егор получил черепно-мозговую травму. Мальчик практически потерял зрение.
Лариса Пшеничная, бабушка Егора и Кирилла:
- Травма была очень серьезная, делали трепанацию черепа. Лечение проходит медленно. Два года - и вот мы еле-еле восстанавливаемся.
Только сейчас на месте, где произошла авария, начали устанавливать отбойники. Нехватка денег, которые необходимы для оснащения дорог - одна из главных причин аварийности, говорят в Ассоциации безопасности дорожного движения.
При этом ежегодно из-за аварий Украина теряет девять миллиардов долларов. Эти деньги идут на лечение пострадавших, ремонт машин и возобновление трасс. По количеству жертв ДТП Украина на пятом месте в Европе.
Максим Урлапов, корреспондент:
- Это уже угроза национальной безопасности. Аварии уносят больше жизней украинцев, чем СПИД или туберкулез. В среднем люди гибнут на дорогах Украины каждые два часа. Количество жертв за год сравнимо с населением небольшого города.
Около семи тысяч человек ежегодно погибают в авариях - это только официальная статистика. Эксперты говорят: она не учитывает тех пострадавших, которых умирают не на месте ДТП, а в больнице.
Михаил Берлин , президент Ассоциации безопасности дорожного движения:
- Семьдесят процентов людей впереди будут пристегиваться - вполовину уже можно закрыть количество смертельных случаев.
Уснул за рулем - эту причину многих ДТП надеются устранить в Министерстве транспорта. Ведомство обязало всех перевозчиков оборудовать автобусы тохографами - специальными приборами, которые показывают, сколько времени водитель провел за рулем. Некоторые перевозчики уже контролируют таким образом своих водителей.
Александр Ковальчук, представитель фирмы-перевозчика:
- Он обязан отдыхать. Это чревато ДТП. А это уже пойдет не просто, что он не отдохнул. Это уже человеческие жизни. Он сзади за собою везут пятьдесят три человека. И за каждого отвечает.
В ГАИ готовят законопроект который ужесточает ответственность за грубые нарушения дорожного движения. Сейчас вместо того, чтобы забрать права, суд может обязать водителя выплатить штраф или пройти общественные работы. ГАИ против такой альтернативы.
Сергей Будник, заместитель начальника ГАИ Украины:
- Щоб людина могла усвідомити те, що необхідно, поважати правила дорожнього руху і, таким чином, думати не лише за себе, а й за інших учасників дорожнього руху.
Уже до конца года Минтранс и ГАИ обещают разработать Государственную программу по безопасности дорожного движения, то есть единую стратегию - как предотвращать аварии в Украине.
Максим Урлапов, Вадим Свиридонов, Евгений Сакун и Дмитрий Паденко, "Подробности недели", телеканал "Интер"