В Украине практически остановились продажи б/у автомобилей [ Редагувати ]
На этой неделе принято решение, которое, как говорят сами политики - одно из немногих возвращающих деньги в карманы людям, а не забирающих.
Депутаты проголосовали за снижение акцизов на ввоз подержанных машин. И теперь каждый, кто захочет купить себе приличную машину, пусть и не новую, смог бы сэкономить несколько тысяч евро.
Если бы не спохватились лоббисты, которые теперь пытаются заблокировать закон. Что может измениться к лучшему, и что хотят оставить по-старому некоторые депутаты, смотрите в сюжете Павлины Василенко.
В начале недели был настоящий праздник на автомобильных рынках Украины - Верховная Рада отменила заоблачный акциз на автомобильный сэконд-хэнд из-за границы.
- В машине есть кондиционер, есть датчик дождю, парктроник. У нас в Украине до сих пор не придумали автомобиль с такими функциями.
Акциз достигал 60% от всей стоимости б/у автомобиля. И для большинства он оставался далекой мечтой.
- Такая машина за границей 5 тысяч, растаможа 6,5 тысяч евро. Это реально в 2 раза дороже!
Оставляя многим украинцам только одно - чудеса запорожского автопрома. Хоть и с четвертой попытки, но депутаты выбор все-таки разбавили подержанными иномарками.
И вот новые правила. Если раньше растаможить автомобиль с 1,5-литровым двигателем стоило 2050 евро, то теперь - 94,5. Это в 21 раз дешевле.
Для машины с 2-литровым движком растаможа уменьшилась почти с 3300 евро до 534 евро. Меньше почти в 6 раз.
- Только в 2016 году это позволит получить в бюджет от 1 до 10 млрд грн. Поступлений.
Депутат Острикова - один из Авторов законопроекта, говорит: установили рамки - запрет на ввоз авто из России, а также возраст растаможить по дешевке можно лишь машину не старше 2010 года, чтобы не тащили в страну металлолом на колесах.
"Я думаю как раз это даст возможность среднестатистическим украинским семьям на их сбережения приобрести разумно авто по соотношению цена - качество", - завила народный депутат, соавтор законопроекта Татьяна Острикова.
Но недолго музыка играла. Праздник на водительской улице закончился уже в пятницу. Когда народный депутат от группы "Відродження" Дмитрий Святаш подал свой законопроект. Требует отменить "закон о старых авто".
Парламентская казуистика - его теперь не может подписать ни спикер парламента, ни Президент.
"По сути, этот законопроект абсолютно лоббистский его пролоббировали несколько атворынков западной Украины для того, чтобы переформатировать рынок внутренних перепродаж б/у автомобилей, а на 50% упадут продажи новых автомобилей", - уверяет народный депутат, группа "Відродження" Дмитрий Святаш.
"Сейчас Святаш и компания хотят перевести дискуссию вокруг этого закона в лето, в период политической неактивности, а к осени этот закон похоронить и к осени продолжать обогащаться на этих сделках, чтобы такие как Святаш зарабатывали десятки миллионов долларов ежемесячно на этих коррупционных сделках и на этих внешнеэкономических схемах", - заявил лидер "Партии простых людей", народный депутат Сергей Каплин.
Тем временем, рынок автомобилей замер.
"Все ждут - никто не покупает, никто не продает", - комментирует продавец Черновицкого авторынка Олег Вирстюк.
Здесь говорят, единственный закон, который мог сэкономить деньги обычным людям, и тот заблокировали.
- Ни одного чиновника я не видел, чтобы ездил на какой-то дешевой машине.
Пока политики лоббируют чьи-то интересы, перевозчики готовятся жить по-старому. По схемам мимо бюджета.
Парадоксальная ситуация - они оставляют налоги там, в Европе, при покупке машины. А у нас из-за палок в колеса платят копейки.
Вот Черновицкая область.
"У нас много румынских и молдавских автомобилей. Таким образом они находят эти лазейки. Завозят на территорию страны нерезидент и дают поручения резиденту на право пользование им на территории Украины", - объясняет заведующий Черновицким авторынком Василий Герасимчук.
А вот Закарпатье.
На улицах Ужгорода - машины через одну с иностранными номерами. Одно условие - раз в 5 дней выехать или в Словакию, или в ту же Венгрию. Поэтому на границах всегда очереди. У местных это называется "ехать на пересечку".
"Экономия денег перекрывает это безобразие. Много времени на это уходит, иногда по несколько раз в день надо приезжать смотреть, когда меньше очередь, чтобы сделать пересечку", - прокомментировал автолюбитель из Ужгорода Валентин Клипаков.
Еще одна схема. Находят иностранную фирму. Оформляют украинца, как ее сотрудника и регистрируют машину на организацию. По доверенности спокойно себе ездишь. Главное - раз в год выехать за границу.
Если бы новый закон заработал, то цены и на новые автомобили поползли бы вниз.
"Наши автотрейдеры они не смогут конкурировать по ценам, им придется либо снижать цены тоже в убыток работать или закрываться", - уверяет автомобильный эксперт Андрей Саварец.
Конкуренция бы подстегивала не только автосалоны с иномарками, но и украинских производителей. А вот они привыкли быть монополистами под прикрытием политиков.
"Мы за отечественного производителя и готовы его поддерживать, но, к сожалению, мы видим двойные стандарты, в большинстве политики и чиновники не ездят на отечественных автомобилях, а покупают качественные иномарки. В то же время людям они лишают права это делать", - объясняет народный депутат, соавтор законопроекта Михаил Головко.
Разработчики закона о б/у иномарках подсчитали, что по разным схемам в Украину ввозят более 60 тысяч авто в год, уклоняясь от налогов.
Но некоторых политиков это, похоже, мало интересует: своя рубашка ближе к телу. Вот и получается, что сами ездят на Мерседесах, а народ - на Ланосах.
Павлина Василенко, Марина Коваль, Ольга Паламарюк, Наталья Неделько, "Подробности недели", ТК "Интер".