18 августа родился известный французский кинорежиссер Марсель Карне [ Редагувати ]
Родился в семье краснодеревщика, работал страховым агентом. В 1928 ассистент оператора Жана Периналя на съемках фильма «Новые господа» (Les Nouveaux Messieurs) Жоржа Фейдера. Через год ассистент режиссера Романа Клера в фильме «Под крышами Парижа» (Sous Les Toits De Paris). В 1929 вместе с Санвуазеном создал любительский документальный фильм «Ножан - воскресное Эльдорадо» (Nogent.eldorado Du Dimanche). В начале 30-х годов снимал рекламу и выступал в качестве кинокритика. В 1933-1935 ассистент Жоржа Фейдера в фильмах «Большая игра» (Le Grand Jeu, 1933), «Пансион Мимоза» (Pension Mimosas, 1934) и «Героическая кермесса» (La Kermesse Herodque,1935). В 1936 дебютирует как режиссер картиной «Женни» (Jenny) по сценарию, предназначавшемуся для его учителя. В 1937 снимает комедию «Забавная драма» (Bizarre Bizarre/Drole De Drame) по Клаустону. Ее гротескно-ирреальная атмосфера наряду с блестящей игрой разных по классу и возрасту исполнителей и запоминающимися пластическими деталями свидетельствовали о появлении большого и своеобразного художника.
Лучшие работы Карне появляются в конце 30-х - начале 40-х годов, в период его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Жаком Превером. Начиная с 1938 направление, представленное фильмами Карне - Превера и названное последним «поэтическим реализмом», доминирует в кино Франции, выражая характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которое олицетворяют демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент «Набережная туманов» (Quai Des Brumes, 1938) и «Северный отель» (Hotel Du Nord, 1938), «День начинается» (Le Jour Se Leve, 1939). Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда «Вечерние посетители» (Les Visiteurs Du Soir, 1942). А законченная накануне освобождения картина «Дети райка» (Les Enfants Du Paradis, 1944), при всей философской глубине и горечи размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души.
После прокатной неудачи фильма «Врата ночи» (Les Portes De La Nuit, 1946) Карне и Превер расстаются. Разногласия с продюсерами оборачиваются простоем или необходимостью браться за случайные темы и слабые сценарии. Тем не менее в 50-е годы в активе Карне новаторский по драматургии фильм «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (Juliette Ou La Clef Des Songes, 1951), мастерская экранизация романа Э. Золя «Тереза Ракен» (The Adulteress, 1953), которая возвращает к центральному для режиссера конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять индивидуальность. Режиссер пытался посмотреть беспристрастно на молодежь, отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще, например, «Обманщики» (Les Tricheurs, 1958). Не принятый поколением «новой волны», Карне стремится найти иные темы и заговорить на новом языке, но терпит неудачу. За редким исключением, например, «Убийцы во имя порядка» (Les Assasins De L'ordre, 1971) его работы не вписываются в современную эпоху. С 1979 - член Академии изящных искусств, с 1982 - член Французской академии киноискусства. В 1979 награжден почетным призом «Сезар», в 1982 - юбилейной премией на МКФ в Венеции.