Рада не порадовала [ Редагувати ]
Евроинтеграционные надежды, которые оппозиция возлагала на внеочередное заседание ВРУ, себя не оправдали. 13 ноября спикер закрыл заседание, успев лишь заслушать лидеров фракций. Проблему Тимошенко пока так и не решили. А ведь на тот же день был намечен итоговый отчет Пэта Кокса и Александра Квасьневского.
Неподдающиеся
Календарь работы Верховной рады заметно осложнил последние недели перед саммитом Восточного партнерства в Вильнюсе. После того, как 8 ноября усилий народных депутатов хватило только на то, чтобы принять законопроекты о прокуратуре и "избирательных" поправках в первом чтении, оппозиция начала бить тревогу. Время для решения "проблемы Тимошенко" до итогового отчета наблюдательной миссии со стороны Европарламента (перенесенного с 14 ноября на 13-е) и заседания Совета ЕС (назначенного на 18 ноября) стремительно заканчивалось, а пленарные заседания в этом промежутке не планировались вовсе. Тем не менее, шансы на скорое разрешение оставались. Экстренный сбор подписей принес свои результаты, и с подачи "меньшевиков" на 13 же ноября было намечено внеочередное заседание ВРУ. Европейскую сторону такой вариант вполне устроил. "Мы приветствуем принятие в первом чтении Верховной радой в пятницу 8 ноября законопроекта в отношении реформирования Генеральной прокуратуры – значительный шаг в реформировании украинской судебной системы – и законопроект о парламентских выборах. Этот прогресс сейчас должен быть укреплен скорейшим принятием этих двух законов во втором чтении. В этом контексте мы приветствуем созыв внеочередной парламентской сессии в Верховной Раде в следующую среду", - говорилось в заявлении еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле.
И все же без сомнений по поводу по поводу успешности внепланового сбора депутатов обойтись было трудно. Спорные с точки зрения оппозиции президентско-властные законодательные инициативы могли столкнуться с желанием их откорректировать прямо в сессионном зале. А у будущего компромиссного проекта о лечении заключенных за рубежом проблемы возникли уже на старте.
Созданная по настоянию большинства рабочая группа по подготовке многострадального законопроекта впервые собралась только 11 ноября. Судя по всему, в первый день ее члены сверили "дорожную карту" – замерили степень несочетаемости требований обеих сторон. На следующий день оппозиционеры предложили свою версию законодательного компромисса. Но, если учесть, что заседание группы вскоре было закрыто без утверждения какого-либо документа, обсуждение не задалось.
По сравнению с предыдущими вариантами, новая версия выглядит нейтральнее. О безоговорочном "И освободить Юлию Тимошенко!" в тексте документа речь уже не шла. Учли "меньшевики" и настойчивые пожелания противников не выпускать на лечение "убийц и насильников". И даже предложение Анжелики Лабунской о непременном выходе на свободу после лечение было несколько откорректировано. Очередной вариант определил круг лиц, которые не могут рассчитывать на "медицинское" милосердие (осужденные за особо тяжкие и умышленно тяжкие преступления, связанные с насилием, совершенные организованной группой, рецидивистами, которые еще не отбыли наказание или до смягчения приговора/снятия или погашения судимости и в тому подобных случаях). Решение об отправке за границу на лечение должен принимать суд, ожидалось, что собственно ход лечения (оплаченного самими заключенными или их родственниками) будет контролироваться, а избегающие его заключенные вернутся отбывать наказание дальше – как того и хотели "большевики". Наиболее спорно с точки зрения возможного консенсуса выглядела норма, допускающая, что срок лечения засчитывается в срок наказания, а в колонию излечившийся пациент уже может не вернуться. Но, в отличие от однозначного в этом отношении проекта Лабунской, в новой версии это предложение звучало уже мягче: по решению суда наказание может быть смягчено, завершено или же заключенный вернется "досиживать" весь срок. А вот другой острый момент – дорогое "региональным" сердцам обязательству погасить нанесенный государству ущерб – оппозиционеры вниманием обошли. Впрочем, среди членов рабочей группы от ПР, похоже, симпатиков такого варианта в любом случае не нашлось. И на регистрацию оппозиционерами своего детища "как есть", там отреагировали остро. "Они вышли за рамки наших договоренностей на рабочей группе, так как они должны были подать согласованный законопроект. Но сегодня они изменили концепцию. Каждый раз, подавая ничтожный проект, они делают все, чтобы он не был принят", - заявлял утром 13 ноября Владимир Олийнык.
Как оказалось, до принятия чего бы то ни было, внеочередное заседание ВРУ не "дожило" вовсе. Сразу же после регистрации нардепов в зале, Рада ушла на перерыв. Уже после перерыва парламентарии заслушали отчет главы рабочей группы "регионала" Геннадия Васильева о провале совместной работы (и тут же – об отказе работать над проектами профильного комитета, чьи функции в этом вопросе на себя взяла группа). "На очередном заседании рабочей группы оппозицией был представлен новый законопроект об условно-досрочном освобождении от наказания в связи с необходимостью лечения за рубежом. При этом такие принципиальные вопросы, как, например, обязательство осужденного вернуться к отбыванию наказания после лечения, и другие вопросы остались без внимания. Дальнейшее обсуждение этих вопросов положительных результатов не дало, поэтому у рабочей группы согласованный законопроект отсутствует",- объяснял он. Затем, после эмоциональных выступлений глав четырех фракции: ПР и всех оппозиционных (а коммунисты внеочередное заседание проигнорировали полностью), – в ходе которых те пытались разъяснить избирателям, кто больше всех виноват в евроинтеграционных затруднениях, спикер объявил, что работать в этот день парламент больше не будет. "Лечебный" законопроект не готов (13 ноября помимо свежего оппозиционного, свой вариант зарегистрировал и "регионал" Виталий Журавский, а в течение часа отозвал); а у двух других еще не истекли сроки даже ускоренной подготовки ко второму чтению. "В такой ситуации, согласно регламенту и Конституции мы не можем лишать депутатов права подавать свои предложения к законопроектам", - сообщил Владимир Рыбак после того, как вслед за Александром Ефремовым признал, что к этим документам уже столько поправок, что "месяц их надо рассматривать в комитетах". На этом судьбоносное, с точки зрения оппозиции, внеочередное заседание ВР закрылось под скандирование: "Ганьба!". А депутаты отправились выяснять, кто в этом больше виноват, и что теперь делать.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?
В процессе провала внеочередного заседания и по его итогам представители большинства и оппозиции занялись разбирательством, кто в Украине главный враг интеграции с ЕС. "Откровенное саботирование Партией регионов евроинтеграционного пакета законопроектов означает только одно - Виктор Янукович срывает подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, лишает нас шанса реализовать многовековое стремление украинского народа: быть полноправной и неотъемлемой частью свободного, демократического европейского сообщества", - говорилось в совместном заявлении трех фракций. "Вся Украина увидела, что все законопроекты, которые касаются адаптации национальной правовой системы к европейским критериям, вызвали яростное сопротивление оппозиционных фракций. В конце концов, они были приняты Верховной радой, но без участия оппозиционеров. Только благодаря голосам фракции Партии регионов были приняты Уголовный процессуальный кодекс, закон об адвокатуре, о создании национального превентивного механизма противодействия пыткам, внесены изменения в Конституцию в направлении обеспечения независимости судей и роли Счетной палаты. Завершен первый этап модернизации законодательства для упрощения визового режима, принят комплекс законов по защите интеллектуальной собственности", - проводили ретроспекцию "регионалы". При этом в ПР несколько погорячились: большинство упомянутых законопроектов оппозиционеры действительно осуждали и зачастую за них не голосовали, но в критичной ситуации без меньшевиков обойтись было (и будет – как минимум, при итоговом голосовании за новую судебную реформу) сложно. Примером тому служит расширение полномочий Счетной палаты – для изменения Основного закона нельзя обойтись без конституционного большинства, и из 380 голосов 131 в сентябре дали фракции оппозиции, что и решило судьбу поправок…
Сейчас же ситуация складывается неоднозначно. Выяснение того, кто больше прав или виноват, в конечном итоге результата не даст. Но вопрос: кто действительно заинтересован в вильнюсском прорыве остается актуальным. "Регионалы" некоторым образом расходятся в "показаниях". Они, очевидно, продолжать считать себя главными интеграторами (при всей неоднозначности некоторых заявлений), однако же убеждены, что компромисс еще возможен, несмотря на подпирающие сроки. В то же время представители фракции регулярно беспокоятся из-за отсутствия весомых гарантий. "Это устное пожелание (освободить экс-премьера, - "Подробности"). А какое пожелание, так оно и решается в сессионном зале. Несмотря на это, не исключено, что к саммиту в Вильнюсе этот вопрос будет решен", - делился мнением глава регламентного комитета Владимир Макеенко. "Из-за осложнений в отношениях с Россией мы сегодня теряем десятки тысяч рабочих мест на юге, востоке и в центре страны. Европейскую сторону это не интересует. Что происходит? Если это в интересах и Украины и ЕС, то Евросоюз должен считаться с проблемами нашего государства, а не тянуть Украину к себе любой ценой", - фактически подозревает Брюссель в нечуткости Александр Ефремов.
В последние дни риторика правящего лагеря и в самом деле заметно изменилась. Судя по всему, недавний визит президента в Москву дает-таки о себе знать. "Осуществить инвентаризацию украинско-российских соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности и актуализировать их с учетом взаимной выгоды и защиты наших национальных интересов", - такую, по словам премьера, задачу Виктор Янукович поставил сейчас перед правительством. А в Европе, тем временем, надеются, что именно гарант Конституции поможет решить "проблему Тимошенко". "Многое в руках президента Януковича, его роль является существенной, и я верю, что он также ощущает эту ответственность. У него есть много возможностей прибегнуть к лидерству и взять ответственность за судьбу страны, приняв требующиеся решения", - убежден министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
Теоретически "взять ответственность за судьбу" Виктор Янукович все еще мог бы, помиловав Юлию Тимошенко. Но степень вероятности такого варианта уменьшается. "Комиссия по вопросам помилования при президенте прислала формальный отказ в помиловании Тимошенко", - говорят оппозиционеры. В то же время, "меньшевики" не только собирают "евромитинг", но и призывают оппонентов одуматься, вспомнить об угрозе санкций и все же совершить последний рывок. Осталось только выяснить – когда именно.
Фактический срыв внеочредного заседания Верховной рады, казалось бы, поставил крест на дальнейших усилиях. Тем не менее, парламентарии дружно убеждены, что шансы все еще есть: интеграционные законы включают в повестку дня на 19 ноября (следующее плановое пленарное заседание), внефракционник Сергей Мищенко ищет подписи в поддержку еще одной встречи вне очереди, а оппозиционеры уговаривают Европу дать еще фору. "Мы завершили совещание с миссией Кокса-Квасневского. От имени всех трех фракций мы обратились к миссии не давать негативный отчет по Украине, не закрывать двери Европы для Украины... Дала шанс Януковичу одуматься", - рассказал Арсений Яценюк. Надо заметить, что за ходом внеочередного заседания руководители мониторинговой миссии наблюдали воочию, притом что вечером 13 ноября Пэт Кокс и Александр Квасьневский должны отчитаться перед Конференцией президентов ЕП. И пока заявления "миссионеров" звучат довольно обнадеживающе. "Мы ожидаем, что получится все так, как мы сегодня говорили с нашими партнерами. Понимаем, что все это политически очень сложно, но надеемся, что найдется достаточно доброй воли, чтобы найти консенсус, и чтобы все, кто хочет подписать ассоциацию с ЕС, сделают все для того, чтобы во вторник (19 ноября, - "Подробности") все необходимые законы были приняты Верховной радой Украины", - озвучил откорректированную позицию Александр Квасьневский. В ПР успели предупредить: едва ли получится уложиться в такие сроки. Да и пойдут ли в Брюсселе навстречу Киеву с такой же готовностью еще неизвестно. В конечном итоге заслушиванием отчета миссии предварительные процедуры не исчерпываются. Но даже если этот отчет опять окажется неокончательным, свое мнение по поводу происходящего ЕП 13 ноября, скорее всего, озвучит, а 18 ноября Совет ЕС – закрепит. Вот только окажется ли оно достаточно доброжелательным для того, чтобы надежды на "все исправить 19 ноября" нашли под собой почву?