"Ленин" покидает Смольный [ Редагувати ]
Самый большой и самый знаменитый портрет Владимира Ленина покидает Смольный дворец Петербурга. Почти 70 лет он украшал актовый зал. Ныне портреты вождя мирового пролетариата не популярны и не вписываются в новую концепцию Смольного. Но специалисты говорят, что история портрета как художественного произведения только начинается.
Скромно, лицом к стене, в одном из коридоров Смольного ожидал своей участи самый знаменитый "Ленин". Гигантскому портрету нет больше места в актовом зале дворца. Буднично и тихо Смольный простился с вождем. Никто из современных обитателей не заметил этого исчезновения.
В реставрации картина не нуждается: советская власть бережно относилась к вождю. Кадры, где портрет Ильича еще висит в "красном" углу, теперь уже история.
В зале идет реставрация. Камины, позолота - здесь всё будет в стиле 19-го века, как было задолго до Октябрьской революции. Портрет работы Исаака Бродского теперь не вписывается в художественную и политическую концепцию Смольного. Желание забрать ненужного "Ленина" проявляли разные музеи, но право владения образцом соцреализма отстояла Петропавловка.
Вера Ловягина, хранитель фонда современной живописи и графики государственного музея истории г. Санкт-Петербурга: "Мы будем его хранить на Валу, а потом уже определимся. Если у нас будет площадь какая-то или выставка соответствующая, то, естественно, мы будем экспонировать. Вещь - очень хорошая, написана в 1927 году".
"Ленин" впервые покидает Смольный. Портрет был рожден здесь, в соседней с залом комнате - там находилась мастерская портретиста. Писал он по памяти, заглядывая в свои ранние наброски.
Зарисовывать Ленина с натуры удавалось не многим. Поэтому портреты кисти Бродского считаются самыми реалистичными. Ленин специально не позировал художнику - рисовальщик ловил его на массовых мероприятиях. Один раз у вождя удалось взять автограф.
Наталья Балакина, заведующая музеем-квартирой Исаака Бродского: "Когда он попросил Ленина подписать свою работу, то Ленин сказал: "Впервые подписываюсь под тем, с чем не согласен". То есть, он был не очень доволен".
Всех поздних "Лениных" другие авторы нередко срисовывали с этих работ Бродского, но в 90-х годах портреты Ильича стали непопулярны. Их убирали из кабинетов в хранилища. Местоположения некоторых полотен, в том числе и принадлежащих кисти знаменитого Бродского, теперь неизвестно.
Сколько бы не пролежал этот портрет в запасниках, в свет он выйдет уже настоящим раритетом. Время только прибавляет историческую ценность. А смольнинский период останется лишь отрезком жизни живописного полотна. История портрета Ленина как художественного произведения, сегодня только начинается.