Протоколы Киотских мудрецов вступают в силу [ Редагувати ]
16 февраля 2005 года официально вступит в силу Киотский протокол. Это, вероятно, одно из самых известных и противоречивых международных экологических соглашений современности. Любопытно, что Киотский протокол стал первым международным соглашением такого рода, которое было подготовлено и принято без участия, а в некотором смысле даже вопреки желанию администрации США.
Международный протокол, подписанный представителями 84-х государств мира в японском городе Киото в декабре 1997 года, является лишь поправкой или дополнением к более крупномасштабному документу - Рамочной Конвенции ООН по Изменению Климата\United Nations Framework Convention on Climate Change, более известной как "Саммит Земли". В свою очередь, конвенция была заключена в 1992 году в Рио-Де-Жанейро (она вступила в силу в 1994) и преследовала абсолютно те же стратегические цели, что и Киотский протокол - добиться сокращения выбросов в атмосферу газов, вызывающих "парниковый эффект" и, таким образом, способствующих процессу глобального потепления. Однако никаких точных сроков и норм в Конвенции, которую подписали 189 государств, не было предусмотрено. Киотский протокол был призван устранить это упущение и возложить на каждую страну мира свою долю ответственности за борьбу с глобальным потеплением. Главными инициаторами принятия этого соглашения были влиятельные экологические организации, Европейский Союз и ООН. Главными противниками - США, Австралия и эксперты в сфере экономики, утверждавшие, что реализация Киотского протокола может нанести колоссальный ущерб экономикам мира.
Киотский протокол регулирует процесс выбросов шести газов, которые считаются виновными в создании "парникового эффекта" (они разрушают озоновый слой и препятствуют выводу тепла из атмосферы Земли), однако протокол, в основном, касается углекислого газа и метана. Данные газы, образуются в результате процесса сгорания топлива - нефти, природного газа, каменного угля и пр., используемых электростанциями, промышленными предприятиями, автомобилями и пр.
Конвенция изначально устанавливала, что основное бремя борьбы с глобальным потеплением должны нести индустриально развитые - "богатые" - страны мира. Они обязаны сократить выбросы парниковых газов до уровня 1990 года. Если "богатая" страна не в состоянии реформировать свою промышленность и энергетику достаточным образом, она может приобретать "эмиссионные квоты" у "бедных" стран. Кроме того, "богатые" страны обязаны поставлять технологии и финансировать научные исследования в сфере изменения климата, которые проводят "бедные" государства. В свою очередь, на развивающиеся, "бедные" страны не были наложены ограничения: изначально предусматривалось, что они не в состоянии самостоятельно провести столь серьезные и дорогостоящие реформы, которые могут поставить под угрозу их экономики и государственные бюджеты. Развивающимся странам также придется проводить политику по сокращению выбросов, однако после 2012 года. Условия и сроки по выполнению программы развивающимися странами будут обсуждаться в 2005 году. Подобное распределение обязанностей между двумя группами государств и стало одной из трех главных причин проблем с реализацией Конвенции.
Вторая причина лежит в сфере науки. Ученые, которые доказывают, что процесс глобального потепления вызван прежде всего деятельностью человека и промышленной революцией, ныне составляют большинство в научном мире. Однако существует и влиятельное меньшинство (часть наиболее известных ученых, противников Киотского протокола, подписали, так называемую, Лейпцигскую декларацию) которое утверждает, что исторические данные о мировых температурах, количестве углекислоты в атмосфере, уровне мирового океана и пр. могут быть ошибочными, поскольку измерения производились несовершенными приборами, не по всему миру и т.д. "Оппозиция" также утверждает, что на процесс глобального потепления влияют гораздо более сложные и не до конца ясные факторы, на большинство из которых человечество повлиять не в состоянии. Например, "оживший" вулкан Святой Елены, расположенный в "индустриальном" штате Вашингтон (крупнейший город - Сиэттл) в день выбрасывает в атмосферу в два раза больше окислов серы, чем вся промышленность штата за год.
Проверить, какая из точек зрения является верной, ныне не представляется возможным. Поэтому государственные деятели и политики становятся на сторону одной из двух групп ученых в случае, если это отвечает их интересам. Кроме того, всеми специалистами признается, что экологический эффект, который позволит получить реализация протокола, относительно мал - реализация протокола позволит уменьшить температуру Земли на 0,15 градуса по шкале Цельсия, в то время, как расчеты показывают, что к этому сроку планета нагреется на 1,4-5,8 Сторонники протокола парируют, что это лишь прецедент в борьбе с глобальным потеплением и в дальнейшем потребуются сделать дальнейшие шаги.
Основными принципами Киотского протокола являются экономическая эффективность, экологическая целостность и содействие устойчивому развитию. Киотский протокол регулирует процесс выбросов шести газов, которые считаются виновными в создании "парникового эффекта" (они разрушают озоновый слой и препятствуют выводу тепла из атмосферы Земли). Данные газы, образуются в результате процесса сгорания топлива - нефти, природного газа, каменного угля и пр., используемых электростанциями, промышленными предприятиями, автомобилями и пр. Главное внимание в протоколе уделено углекислому газу. Третья причина сложностей с реализацией Киотского протокола заключена в сфере технологий. Например, значительную часть выбросов углекислоты обеспечивают тепловые электростанции, находящиеся в индустриально развитых странах мира. Однако заменить их сложно: альтернативная энергетика пока не в состоянии обеспечить потребности промышленности и населения в электричестве. Атомные и гидроэлектростанци, "чистые" в терминах Киото, также не вызывают восторга у экологов. Также невероятно сложно перевести автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, обеспечивающие "львиную долю" выбросов парниковых газов, на альтернативное топливо.
Согласно протоколу, он может вступить в силу при соблюдении двух условий: во-первых, к нему должны присоединиться на менее 55-ти государств (под присоединением предусматривается ратификация протокола парламентом страны) - этот рубеж был преодолен в мае 2002 года, когда соответствующее решение принял парламент Исландии. Во-вторых, к протоколу должны присоединиться государства, которые в совокупности в 1990 году "производили" не менее 55% мировых выбросов углекислого газа. И здесь начались проблемы - к сентябрю 2004 года 124 страны ратифицировали соглашение, однако на их долю приходилось всего 44% от всех выбросов. США, на долю которых приходится 36% от общего количества выбросов, вышли из соглашения в 2001 году. То есть, судьба Киотского протокола в значительной степени стала зависеть от России, на долю которой приходится около 17% выбросов (для сравнения, на долю Японии приходится около 8.5% , Германии - 7.4%, Великобритании - 4.3%, Канады - 3.3%, Франции - 2.7%, Испании - 1.9%). После ратификации протокола Государственной Думой России планка в 55% была преодолена и конвенция получила возможность вступить в силу (по состоянию на ноябрь 2004 года, к Киотскому протоколу присоединились 127 государств, которые в 1990 году обеспечивали 61% эмиссии углекислоты). Еще 14 стран мира подписали протокол, но не ратифицировали его. Среди них Швейцария, Хорватия, Лихтенштейн и Казахстан.
Одним из нововведений протокола является возможность свободной купли-продажи эмиссионных квот. Подобные сделки могут заключаться, если страна-покупатель не может уложиться в отведенные ей квоты выбросов, а страна-продавец, наоборот, имеет "запас". Россия по этому показателю ныне считается страной-продавцом и теоретически может продавать свои квоты. По различным оценкам, стоимость тонны углекислого газа может колебаться от 30 до 80 долларов США. В апреле 2001 года была совершена первая сделка такого рода: Нидерланды приобрели квоты (4 мегатонны углекислого газа) у Польши, Румынии и Чехии. О стоимости этой операции сведений не поступало.
В краткосрочной перспективе результатом Киотского соглашения может стать внедрение новых энергосберегающих технологий, а также технологий, позволяющих минимизировать количество вредных выбросов. В более долгосрочной перспективе соглашение будет способствовать переходу к использованию альтернативных источников энергии, таких как солнечная, ветряная, геотермальная и т. д. Киотское соглашение может стать переломным моментом в мировой экономической истории, став, своего рода, началом новой Промышленной Революции. Критики этой теории утверждают, что потери, которые понесет мировая экономика в результате реализации Киотского протокола, будут больше тех потерь, которые может понести человечество в результате глобального потепления.