После реконструкции открывается Национальный художественный музей [ Редагувати ]
31 марта в Киеве пройдет торжественное открытие после реконструкции Национального художественного музея Украины. Это праздничное событие запланировано на 17:00 в самом здании музея по улице Грушевского, 6.
В истории первого общедоступного городского музея Киева (его изначальное название - Городской музей древностей и искусства), которому в августе 1999 года исполнилось 100 лет, как в капле воды сфокусировались культурные коллизии украинской нации в целом и искусства в частности. Великий и жестокий ХХ век, казалось, непостижимым образом, созидал и разрушал одновременно.
На проекте фасада музея значится подпись "Проектировал архитектор Городецкий по эскизу архитектора Бойцова. Февраль 1898 года". Когда благородные формы здания, более известного киевлянам как "Музей со львами", были найдены на бумаге, городская дума занялась тщательным подбором подходящего места. Но действительно подходящей площадки не нашли. Высокие грунтовые воды, отсутствие возле музея рекреационной зоны, оживленное движение транспорта по ул. Грушевского, практически вплотную прилегающей к зданию, очень сильно его амортизируют.
У истоков музея стоял Николай Биляшивский, первый директор, разработавший и опубликовавший в 1900 году программу его развития, которая является образцом серьезного научного подхода к музейному делу и не утратила актуальности и сегодня.
В 1904 году Киевский художественно-промышленный и научный музей им. Николая ІІ (на протяжении всей его истории музей переименовывали десять раз) был торжественно освящен. К столь знаменательному событию император выделил 100 тысяч рублей.
Постепенно музей становился крупным культурным и научным центром, включающим художественно-промышленный, художественный, археологический, исторический, нумизматический, этнографический, фотоархивный отделы, библиотеку с собраниями старопечатной книги, рукописями, автографами. В конце 1920-х годов при музее была организована аспирантура.
Современное ядро музея составляет бывший художественный отдел, основанный в 1903 году. Николаю Биляшивскому, Даниилу Щербакивскому, Федору Эрнсту принадлежит идея создания коллекции украинского профессионального изобразительного искусства. По замыслу специалистов украинскую изобразительную культуру представляли художники, которые родились и работали в Украине, те, которые оказались за пределами Родины, и иностранные мастера, творившие на нашей земле.
Первые экспонаты начали поступать с художественных выставок, проходивших в музейных залах. К слову, рейтинговый отбор художников и произведений был достаточно строг. Традиционно в год проходило не более десяти выставок.
Как отмечает Ольга Жбанкова, заведующая отделом искусства ХІХ века, в 1904 году семья сахарозаводчиков Терещенко подарила музею девять рисунков и эскизов Михаила Врубеля. С тех пор начался процесс формирования коллекции за счет подарков, поступавших от частных лиц. Собственных средств на приобретение экспонатов музей не имел.
С 1922 года происходил болезненный процесс рассредоточения коллекции по другим музеям Киева. Из художественного отдела изъяли произведения Ильи Репина, Николая Ге, Михаила Врубеля, Тараса Шевченко и многих других, оставляя так называемую "украинистику".
Но произведения искусства - это всегда больше, чем немые свидетели истории. С их "разбреданием" по иным адресам начинается процесс жестокого вторжения государственных структур в судьбы музейщиков. Увольняют с должности директора Николая Биляшивского, оканчивает жизнь самоубийством Даниил Щербакивский, немца по происхождению Федора Эрнста отправляют на строительство Беломор-Балтийского канала (после долгих унижений и мытарствований он был расстрелян в 1942 году в Уфе). В коллекции выделился "спецфонд", где судьба арестованных картин напоминала судьбу их создателей.
На десятилетия в музее воцарился период государственно-партийных чиновников, "слишком далеких" от искусства, а роль музейного работника низвелась до переписчика инвентарных карточек и экскурсовода для официальных делегаций. Как отмечает доктор искусствоведения Людмила Миляева, приложившая большие усилия для "реанимации" послевоенного музея, в 1950-х годах приходилось сталкиваться с колоссальными трудностями, чтобы выставить икону, открыть выставку Федора Кричевского, впервые показать украинское искусство 1920-х годов. Но это уже был колоссальный прорыв вперед, зиждившийся на молодости и энтузиазме его сотрудников.
В конце 1960-х - начале 1970-х годов музей значительно достраивают. 1970 - 1980-е годы вошли в его историю огромными очередями на ажиотажные выставки - от "Сокровищ Тутанхамона" до Ильи Глазунова.
С обретением Украиной независимости начала меняться концепция музея, но в связи с резко сократившимися возможностями закупочной деятельности стали возникать существенные трудности по продолжению комплектования коллекции. Минимизация заработной платы поставила музейных работников в унизительное социальное положение. Эта элитная профессия перестала быть престижной.
За последние пять лет наиболее видными художественными проектами в стенах музея были "Украина - миру", в рамках которого состоялись выставки и конференции, посвященные Давиду Бурлюку и Александру Архипенко (последний проект НХМУ). Своеобразным полигоном для обкатки несколько противоречивого с концептуальной и эстетической точки зрения, но при этом бесспорно неординарного проекта "Украина ХХ века", многократно становились залы музея. Наиболее значимым событием 2001 года, вероятно, стала выставка Абрама Маневича, подтвердив мысль, что в истории многое возвращается "на круги своя". Образ провинции Маневича, унесенный временем на 92 года, вернулся в те же залы.
К концу ХХ века коллекция музея стала самым большим и полным в мире собранием украинского изобразительного искусства, насчитывающим более 30 тыс. единиц хранения. Но демонстрируются фонды только на 1,2%.
Новое тысячелетие Национальный художественный музей Украины встретил грандиозными планами возрождения и преображения в подлинно современный музейный комплекс.
Елена Сом-Сердюкова, "Зеркало недели"