Валерий Ситайло: Реформа ценой в 16 миллиардов. Почему правительство не может реформировать фонды социального страхования [ Редагувати ]
Глава ликвидационной комиссии Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности Ситайло Валерий Сергеевич рассказал о проблемах неработающего законодательства, которые могут вылиться в масштабные социальные потрясения. А также о том, кому в стране может быть выгодно такое положение дел.
Валерий Сергеевич, правительство ликвидирует ваш Фонд, а также Фонд страхования от несчастных случаев на производстве, с тем, чтобы создать единую структуру. На какой стадии сегодня этот процесс?
Согласно закону, фонды должны были объединить еще с 1 января 2015 года. Но этого не произошло, потому что механизм проведения реформы прописан недосконально. В целом действующий закон свидетельствует о непонимании многими авторами роли соцстрахования в здоровом функционировании экономики. Приведу в качестве примера, с чего начались проблемы в социальном страховании по временной потере трудоспособности. Законом, по которому мы работали до 2015 года, были предусмотрены выплаты при рождении ребенка, выплаты роженицам по больничным листам, санаторно-курортное лечение, детское оздоровление, финансирование детских спортивных школ, санаториев-профилакториев, при учебных учреждениях и при предприятиях. Не менее важным направлением была реабилитация тяжелых больных, послеоперационных, послеинсультных, послеинфарктных и т.д. Также выплаты на похороны. То есть наш Фонд оказывал застрахованным лицам и членам их семей материальную поддержку на протяжении всей жизни.
Сейчас, в связи с началом процесса реорганизации, эти функции сократили. То есть у нас забрали функции по детскому оздоровлению, финансирование санаториев, профилакториев, санаторно-курортное лечение. Фактически на данный момент наш Фонд осуществляет только выплаты по беременности и родам, оплату реабилитации тяжелобольных, выплаты на похороны и выплату больничных листов. Также в конце 2015 года у нас решением Кабмина забрали 1,5 млрд. грн. из бюджета Фонда, который сформирован за счет взносов застрахованных лиц.
Кому перешли эти функции?
Фактически они ушли в никуда. Например, оздоровление детей якобы передали местным органам власти. Отличие состоит в том, что, когда мы осуществляли оздоровление, мы проводили тендер и имели возможность выбрать лучшие здравницы. У нас была возможность оздоровить детей у моря, в Карпатах, на других курортах. Также наш Фонд имел возможность проверить качество предоставления услуг. Местные органы власти в основном проводили в 2015 году оздоровление детей в своих регионах, что и стало причиной некачественного оздоровления. Результатом таких действий стало то, что практически 50% детей родители забирали уже через несколько дней. В 2016 году, думаю, будет то же самое. Отсутствие санаторно-курортного лечения стало причиной увеличения количества тяжелобольных. То есть у нас увеличилась количество заявок на реабилитацию. Ведь что такое санаторно-курортное лечение? Это профилактика заболеваний. Застрахованные лица и члены их семей имели возможность раз в два года поехать в санаторно-курортное учреждение и провести профилактику своего здоровья. Этой возможности сейчас у людей нет. Поэтому если в 2007 году мы тратили на реабилитацию где-то 40 млн. грн., то в 2015 году расходы на реабилитацию составили 143 млн. грн. В 2016 году сумма расходов на реабилитацию около170 млн. грн. Исходя из этого, если не проводить профилактику, то будет рост числа тяжелых заболеваний у трудоспособного населения.
Как в Кабмине мотивировали лишение Вас этих функций?
Ключевая мотивация – сэкономить деньги, перенаправить их на другие нужды. Фактически деньги фондов социального страхования не являются государственными. Это деньги застрахованных лиц, потому что Фонды социального страхования – это не государственный орган, а самоуправляемая организация, управление которой осуществляется представителями трех сторон социального диалога. Санаторно-курортное лечение дает возможность отдохнуть и оздоровиться. А реабилитация – это вид социальных услуг, которыми могут воспользоваться только люди, которые перенесли тяжелые заболевания: послеинфарктные, инсультные, послеоперационные после онкологии. Законодатели не учли, принимая такие решения как это отразиться на трудоспособности населения Украины.
С 1 января 2016 года уменьшился размер единого социального взноса. Как это отразилось на доходной части Фонда?
Нужно сказать, что при старом размере ЕСВ денег на обеспечение предусмотренных законодательством функций вполне хватало. В 2015 году у нас был профицит – 1,7 млрд. грн., из которых 1,5 млрд. грн. государство как раз и изъяло. Мы рассчитывали, что взамен, после снижения ЕСВ до 22%, нам будет пересчитан коэффициент пропорции. Согласно постановлению Кабинета Министров, пропорция ЕСВ Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности с 25.02.2016 составляет 7,72% вместо 4,62%. Однако на протяжении почти трех недель мы все еще получали отчисления по старому тарифу. Из-за чего возникла задолженность по больничным и только несколько недель назад деньги появились на нашем казначейском счету.
В чем проблема ликвидировать Фонд и создать из двух фондов один?
Действующим на данное время законом не учтена проблематика наличия в фонде соцстрахования от несчастного случая – 374 юрлиц (от центральной дирекции до районов, города, области). В нашем Фонде 54 юрлица и 320 структурных подразделений без статуса юрлица. Кроме того, исполнительная дирекция также является юридическим лицом. Так вот, в законе написано, что в процессе создания объединенного фонда соцстраха Украины, объединение происходит «путем слияния соответствующих структур». Исходя из норм действующего законодательства если отсутствует соответствующая структура и не с кем проводить объединение, то такая структура должна быть ликвидирована. Соответственно должен сливаться фонд и фонд, а исполнительная дирекция нашего Фонда не имеет соответствующей структуры в Фонде страхования от несчастных случаев, и она ликвидируется. По закону, при ликвидации имущество реализуется. Поэтому дальнейшие действия для проведения реорганизации возможны только после урегулирования на законодательном уровне. Из-за отсутствия правления в Фонде социального страхования по временной потере трудоспособности и в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве мы не можем принимать решения и полноценно работать.
Проблема только в этом несоответствии?
Не только в этом. К сожалению, у нас есть территории, на которых мы не можем провести инвентаризацию на данный момент. Это часть Донецкой области, Луганской области, а также оккупированная территория АР Крым.
Что сейчас происходит в Фонде?
Мы живем по временной смете вместо бюджета. Возложенный на наш Фонд функционал мы выполняем в полном объеме, чтобы не допустить социального напряжения в обществе. Для проведения реорганизации фондов социального страхования путем слияния необходимо при участии руководителей двух фондов разработать новый закон, который будет учитывать все нормы действующего законодательства.
О контроле над какими суммами идет речь?
Около 9 млрд. грн. бюджет Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности, и около 7 млрд. грн. бюджет Фонда страхования от несчастного случая на производстве. Итого 16 млрд. грн. Только ведь до 80% бюджета Фонду по временной потере трудоспособности – это выплата больничных листов. Так что говорить о каких-то колоссальных денежных потоках тут не приходится.
Фонд сейчас фактически в подвешенном состоянии, но продолжает выполнять функции. Сколько это может длиться?
Действующий закон не работает и провести реорганизацию без внесения изменений в законодательство невозможно. Более того, если реорганизация все-таки будет проведена по этому закону, то остановка социальных выплат по всей стране неизбежна на несколько месяцев. По моему мнению, нужно разработать проект нового закона и учесть все недочеты, из-за которых реорганизация сегодня затягивается. Одной из проблем является и то, что в двух фондах около 9 тыс. работающих, из которых реально попасть в новый фонд может в лучшем случае 5 тыс. Соответственно, 4 тыс. будут уволены, поскольку механизмы перевода людей также на данный момент не выписаны. Люди, которые останутся без работы и будут знать, что реорганизация прошла по закону, которым нарушены их права, могут восстанавливаться на работе по решению суда. Возникает только один вопрос: кто будет нести ответственность за выплату денег за «вынужденный прогул». Таким образом, реорганизация системы социального страхования по действующему законодательству вряд ли может состояться без соответствующих изменений в закон.