Севастопольский морской завод: подводные камни приватизации [ Редагувати ]
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения должны быть повышены. Об этом сегодня заявил министр экономики и европейской интеграции Александр Шлапак.
Поднять расценки требуют и новые собственники областных энергокомпаний, ссылаясь при этом на обещания правительства, данные перед приватизацией. У местных властей подобные требования энтузиазма не вызывают. Население, и особенно промышленные предприятия и без того платят за электричество не слишком аккуратно, а повышение тарифов может привести к новому росту неплатежей. К тому же очень часто новые собственники не спешат выполнять свои инвестиционные обязательства, используя приватизированные предприятия исключительно для получения "быстрых прибылей". Это происходит и в Севастополе.
Севастопольский морской завод был основан в 1783 году. Сегодня это крупнейшее судоремонтное предприятие Украины и Черноморско-Средиземноморского бассейна занимает более 100 гектаров и простирается на 7 с половиной километров вдоль самой крупной в Севастополе бухты. Завод имеет три рабочие площадки: Северную, Южную и Инкерманскую.
Ремонт судов - не единственное направление предприятия. Здесь также занимаются машиностроением, выпускают потребительские товары и оказывают транспортные услуги.
Трудности завод начал испытывать еще в начале 90-х, когда было прекращено государственное финансирование. Надежды возлагались на приватизацию, которая была проведена в 1998 году. В результате держателем небольшого пакета акций стал трудовой коллектив, 26% остались у государства, а владельцем контрольного пакета стали учредители харьковского закрытого акционерного общества "Сигма-Фонд", Лео и Майкл Блейзеры, граждане США. Они также являются руководителями совместного украинско-американского предприятия "Сигма эдвайзес компани".
Любопытно, что за контрольный пакет "Сигма" заплатила лишь 987 тысяч гривен. Стоимость основных фондов составляет 130 миллионов. А рыночная стоимость завода, по словам специалистов, - в десятки раз больше. Но не это, по мнению главы городской администрации, главная проблема.
Леонид Жунько, председатель городской администрации Севастополя: "Главная беда в том, что, казалось бы, получив завод совершенно бесплатно, инвестор должен быть заинтересован в том, чтобы завод поднять, получить серьезную прибыль. Но, до настоящего времени, эта фирма, которая выкупила завод, не только не вкладывает деньги, но постоянно путем различных реорганизаций и реструктуризаций хочет довести это предприятие до условий, которые были бы выгодны для его продажи".
Местные власти настроены решительно. По словам мэра, американских инвесторов уже предупредили о том, что если они в ближайшее время не изменят отношения к заводу, то вопрос о реприватизации предприятия будет поставлен самым серьезным образом.
Историю морского завода, к сожалению, нельзя назвать исключением из правила. Случаев, когда новые собственники вместо того, чтобы вкладывать деньги в производство, пытаются быстрее и больше из него выжать, в Украине сотни. И если севастопольские власти всё-таки разрешат проблему с нерадивыми инвесторами на морском заводе, вполне возможно, что это станет поводом для решительных действий и других руководителей областей и регионов.