Профкомитет предлагает принять законопроект, внесенный Кармазиным [ Редагувати ]
Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, в отличие от Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, предлагает депутатам принять 4 июля в первом чтении проект закона "О предотвращении и противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных преступным путем", внесенный народным депутатом Украины Юрием Кармазиным. Об этом в интервью сообщил председатель комитета Владимир Стретович.
Он отметил, что целесообразно было бы принять законопроект, разработанный Кармазиным, и одновременно дать поручение обоим комитетам доработать его для вынесения на второе чтение.
Стретович сообщил, что главным отличием между правительственным и депутатским законопроектами является положение в проекте Кармазина о создании Национального агентства финансовой безопасности. Также в проекте Кармазина, в отличие от правительственного, определены конкретные критерии отнесения банковских операций к сомнительным.
Справка. Проект Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных преступным путем", внесенный народным депутатом Украины Юрием Кармазиным, регулирует отношения в сфере предотвращения и противодействия внедрению в легальное обращение доходов, полученных преступным путем, их изъятия и установления ответственности за легализацию ("отмывание") таких доходов. Действие его распространяется на граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц, которые осуществляют финансовые операции на территории Украины, а также может распространяться и за границы территории Украины в случаях, предусмотренных международными договорами.
Легализацией доходов, полученных преступным путем, в соответствии с законопроектом, является совершение любых действий, направленных на предоставление легального статуса доходам, полученным преступным путем.
С целью предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, законопроект предлагает внедрить государственный финансовый контроль. Он осуществляется по финансовым операциям, если сумма, которая используется в случае их осуществления, превышает 264200 (безналичные операции) или 52840 (наличные операции) гривен. И если такие операции имеют признаки сомнительных. К финансовым операциям, подлежащим контролю, принадлежат: операции с банковскими счетами, операции с наличностью, операции с кредитами, операции с имуществом.
Государственный финансовый контроль ставит целью выявление и прекращение финансовых операций, которые используются для легализации доходов, недопущение использования организаций, осуществляющих финансовые операции, для "отмывания" денег.
Субъектами контроля финансовых операций являются: организации, осуществляющие финансовые операции (банки, биржи), государственные органы, уполномоченные обеспечивать регулирование и надзор за организациями, которые осуществляют финансовые операции, игорные заведения и ломбарды.
Предлагается установить, что специальным органом исполнительной власти по контролю над осуществлением финансовых операций является Национальное агентство финансовой безопасности, которое создается при Кабинете Министров Украины. Руководителя этого агентства, по представлению премьер-министра Украины, назначает на должность и освобождает Президент Украины по согласию Верховной Рады Украины, сроком на пять лет.
Национальное агентство финансовой безопасности при выполнении своих функций имеет право: на сбор, учет, проверку, анализ информации о нахождении доходов в нелегальном обращении, о сомнительных операциях, на направление этой информации правоохранительным органам.
К мероприятиям предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, принадлежат: идентификация лица, являющегося инициатором финансовой операции (фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта, идентификационный код, фактический адрес), выявление и регистрация сомнительной операции, другое.
Законопроект предусматривает прекращение операций, имеющих признаки отмывания доходов, Национальным агентством финансовой безопасности.
По результатам проверки сомнительной финансовой операции Национальное агентство финансовой безопасности принимает меры для привлечения виновных лиц к ответственности или, в случае неподтверждения действий, свидетельствующих об отмывании доходов, принимает решение об окончании проверки.
Также законопроектом устанавливается ответственность за нарушение требований, изложенных в нем, и конкретные санкции в виде: принудительной ликвидации или реорганизации юридического лица в судебном порядке, по иску прокурора или Национального агентства финансовой безопасности.
Законопроектом определено, что этот закон вступает в силу с 1 января 2003 года.