В Каннах показывают эротику от Эйзенштейна [ Редагувати ]
Гости Каннского фестиваля первыми в мире увидят коллекцию эротических рисунков режиссера Сергея Эйзенштейна.
Выставка, открывшаяся в фойе зала Дебюсси, где проходят официальные просмотры конкурса "Особый взгляд", - подарок для киноманов и сенсация для историков.
В "секретном кабинете Сергея Михайловича Эйзенштейна" представлена коллекция эротической графики, которая до сих пор хранилась под грифом "секретно" в Российском государственном архиве литературы и искусства.
По словам директора РГАЛИ Татьяны Горяевой, несколько десятков рисунков, привезенных в Канн, впервые станут доступны широкой публике:
"Мы храним всего 5000 рисунков Эйзенштейна. К сожалению, пока у нас нет возможности отсканировать их на качественной технике и опубликовать. Для этого необходима поддержка ЮНЕСКО, и мы надеемся, что презентация на Каннском фестивале поможет привлечь внимание международных организаций, курирующих культуру".
Куратором выставки стал Наум Клейман, директор Музея кино и хранитель мемориального кабинета Сергея Эйзенштейна.
"Эта выставка знакомит зрителя с "озорным" Эйзенштейном, - рассказывает он. - Ведь Эйзенштейна все привыкли воспринимать как такого классика, ученого мужа, теоретика. На самом деле, Эйзенштейн был очень веселый человек при том, что жизнь у него складывалась очень невесело. Чувство юмора и самоирония не только помогали ему выжить, они помогали ему постичь себя".
Сергей Эйзенштейн начал рисовать в отрочестве: на его юношеской графике видна печать художественных течений, популярных в России на закате Серебряного века - от "Мира искусства" до кубизма.
Работы, представленные в Канне, относятся к более зрелому периоду - к 1930-ым годам. Это серии картинок, сделанных во время работы в Мексике и позднее, в годы эвакуации в Алма-Ате.
"В Мексике Эйзенштейн был счастлив. Он смог освободиться от многих табу, в частности, чувственных. А Казахстан был очень сложным временем в жизни Эйзенштейна и, вероятно, эти рисунки помогали ему пережить это время", - объясняет Клейман.
Французский координатор выставки, менеджер компании "Unifrance" и отборщик Каннского фестиваля, курирующий кинематограф Восточной Европы, Жоель Шапрон, считает, что выставка Эйзенштейна в Каннах символизирует "начало возвращения российского кинематографа на мировую арену".
Да Винчи кинематографа
"Российское кино начинает возрождаться, мы уверены в этом, - говорит Шапрон. - Творчество Эйзенштейна - фундамент, на котором зиждется русский кинематограф. В этом году мы показываем в Каннах фильмы молодых режиссеров из России, но также мы гордимся тем, что русский классик представлен здесь рисунками, которые никогда до этого не покидали пределы России. Эти рисунки показывают зрителю не только Эйзенштейна, художника и режиссера, но и Эйзенштейна - мужчину!".
Присутствие великого "монтажника аттракционов" и прародителя советского кино на Круазете не ограничено фривольными картинками. В фестивальной программе "Cannes Classics" покажут отреставрированную копию фильма "Октябрь" (1927), входящего вместе со "Стачкой" и "Броненосцем Потемкиным" в революционную трилогию Эйзенштейна . Фотографии кадров из фильмов и эротическая графика сопряжены в одну экспозицию: широкоформатные портреты революционных матросов остроумно перекликаются с брутальными марсельскими моряками с эротических миниатюр.
Президента Каннского фестиваля Жиля Жакоба водил по "секретному кабинету" Наум Клейман. "В графике этого периода заметно влияние Кокто и Матисса. - объяснял хранитель наследия Эйзенштейна президенту фестиваля, - Вот на этой картинке вы видите смешение пар, взаимопроникновение двух начал. Иногда мужское и женское изображение соединено в одной фигуре".
"Это напоминает "Код да Винчи"!" - воскликнул Жиль Жакоб. Наум Клейман не растерялся: "Конечно! Ведь не случайно Сергея Эйзенштейна называли "Леонардо да Винчи от кино"!".
Шутливую аналогию Жиля Жакоба все же следует оспорить: если "Код да Винчи" можно посмотреть в любом кинотеатре Лазурного берега, а реклама фильма красуется даже на фестивальных автомобилях "Рено", то эротической графикой Эйзенштейна пока насладились только высокопоставленные гости и журналисты, приглашенные на вернисаж.
В течение дня у отгороженного стеклянной перегородкой и запертого на замок "секретного кабинета" стоит охранник. "Вход только во время киносеансов!" - буркнул он и взглядом указал мне на надпись на стене: "Выставка только для взрослых!".
Мария Бейкер, для BBCRussian.com, Канны