Художник Олег Тистол исполосовал Арарат [ Редагувати ]
Представитель украинского концептуализма Олег Тистол 30 мая представит новый проект "Арарат-06". Прежде чем отправляться в галерею "Я дизайн" на выставку живописца Олега Тистола, полезно изучить государственный герб Армении. В самом его сердце изображена гора Арарат. У ее подножия застыли суровые волны озера Ван, а на вершине, как и описано в Библии, покоится Ноев ковчег.
Армения - одна из самых маленьких стран бывшего СССР, географически не имеющая выхода к морю и по историческим причинам лишенная официальных прав на собственный священный символ - гору Арарат. Эта коллизия не раз упоминалась в учебниках истории и даже становилась темой анекдотов. Но отнюдь не смешно вспомнить, например, кровавое 24 апреля 1915 года, когда в Османской империи началось уничтожение армян. И пока Турция не признает армянского геноцида, о жертвах насилия говорит искусство.
В серии работ Тистола "Арарат-06" нет отпечатков пальцев убийц. На каждой из картин - одинаковый силуэт горы и вариации простых до рези в глазах ярких и черных полос. "Именно так он (Арарат) выглядит, если смотреть на него из Еревана, но находится он уже в Турции", - подсказывает Тистол. Стиль художника вновь заставляет вспомнить кредо западного журналиста: констатировать цвет, не навязывая читателю выводы. Созерцая изображенный Тистолом пик перекрестка Европы и Азии, много философствовать не приходится. Одним только приемом повтора профиля Арарата художник непринужденно наступает на любимую мозоль турецких властей, нацеленных на вступление в Евросоюз.
Еще в 1997 году совместно с художницей Мариной Скугаревой Тистол создал проект "Казбек", вдоволь налюбовавшись силуэтом горы, изображенной на пачке дешевых сигарет. Затем была серия работ "Кавказ" - на первый взгляд, по композиции она близка к "Арарату". Вот только яркие, почти трафаретные "кавказские" орнаменты сменили раздражающие ровные линии. Что для художника может быть опаснее однозначности? Чувствуйте их напряжение, медитируйте, анализируйте оттенки заснеженного Арарата. Но знайте - у концептуалиста-Тистола эта драматургия не обошлась без коньяка с поэтичным названием "Арарат". А в пресс-релизе выставки нет ни строчки о том, что Арарат в свете широко обсуждаемого факта геноцида армян сейчас для искусства популярное "туристическое" место. Вспомнил бы о нем художник, если бы не полосы европейской прессы? Вспомнили бы мы о предмете территориального спора Турции и Армении, если бы не проект "Арарат-06"?
"Арарат-06" - не географическое открытие. Повторяя прежние формы - справедливо же отечественные искусствоведы прозвали Тистола трафаретчиком - этот концептуалист остается чувствительным к содержанию. А его - смысла - в "Арарате-06" хватит на всех. Одни в кричащих полосах увидят полосы, другие возьмут и заплачут от зрелища падающих роз на желтом "заборе". А третьих тронет чужая печальная сказка о горе Арарат, на заснеженной вершине которой покоится Ноев ковчег.
Елена Гай