В Национальном художественном музее будет скульптура Архипенко [ Редагувати ]
Выставка новых поступлений в коллекцию Национального художественного музея откроется в середине августа. Однако виртуальную экскурсию по залам будущей экспозиции "k:" готовы предложить своим читателям уже сейчас. Как сообщила нам Юлия Литвинец, главный хранитель Нацмузея, выставка планируется большая. Она развернется в пяти музейных залах, где публике представят полотна Мурашко, Пальмова, Богомазова, Кричевского, Ижакевича, только-только получившие "киевскую прописку".
Иконы и "Мамаи"
Музею передано более десятка икон из частной коллекции Юрия Вязьмитинова и еще 95 икон с таможни. Ценность этих "передач" разная. Если коллекция Вязьмитинова - это в основном работы XVII-XVIII веков, что само по себе является чрезвычайной редкостью на антикварном рынке (по словам музейных специалистов, сейчас в лучшем случае можно найти поздний XIX век), то конфискат имеет более позднее датирование. "У нас в музее лучшая коллекция икон именно Левобережной Украины, но XIX века, а тут мы получили более раннюю подборку. С народной картинкой все наоборот: "Мамаи" у нас были в основном XVIII - начала XIX века, а новые поступления - это конец XIX века. И сейчас в музее уже 31 "Мамай", самое полное собрание в мире", - говорит Юлия Литвинец.
Зал Градобанка
Судьба художественной коллекции Градобанка - отдельная детективная история. 72 работы, которые будут экспонироваться в августе, были переданы в Национальный музей прокуратурой. Еще 785 экспонатов находятся на Монетном дворе Национального банка. В соответствии с постановлением о передаче коллекция Градобанка должна была перейти в Нацмузей, но этого не произошло. Литвинец объясняет ситуацию так: "За выкуп работ мы должны были заплатить свыше 16 миллионов гривен. Эта сумма делится на две части. 9 миллионов гривен мы уже выплатили, остальное должны оплатить ликвидаторы Градобанка. Однако, похоже, проблема не в деньгах, а в том, что Нацбанк ни за что не хочет отдавать нам эту коллекцию. На переговоры они не идут, дело дошло до суда. Нацбанк утверждает, что якобы между нами есть договоренность о хранении у них этих картин - но такой договоренности нет. Еще они говорят, что у нас нет хранилищ для хранения коллекции - а у нас есть и хранилища, и экспоплощади".
Из той части коллекции Градобанка, которая все-таки оказалась в музее, самым выдающимся, по мнению искусствоведов, является полотно Александра Мурашко "Портрет Веры Дитятиной". Это уже 89-е произведение живописца в коллекции Нацмузея. В свое время "Портрет Веры Дитятиной" с успехом экспонировался на выставке Мюнхенского сецессиона (1911-1912). О нем с восторгом писала западная пресса: "Среди художников выделяется Мурашко своим изысканно нарисованным женским портретом, одним из лучших на выставке".
Олекса Грищенко
Олекса Грищенко - один из известнейших украинских авангардистов. Сперва - ревностный сторонник кубизма, позднее его стиль искусствоведы характеризовали как "динамичный экспрессионизм". Его работы находятся в таких солидных собраниях, как Musee National d'Art Moderne в Париже, Royal Museum в Копенгагене, Museum of Montreal. "Главное у Грищенко - это цвет, - рассказывает Людмила Ковальская, заведующая отделом искусства ХХ века. - Он были одним из первых исследователей древней византийской иконы. А что самое главное в иконе? Цвет. Грищенко раскрыл секрет цвета иконы - выразительный, сложный, и использовал его в своих полотнах". До того как Фонд Олексы Грищенко (Нью-Йорк) передал Национальному музею 68 работ художника (живопись, графика, гобелен, личные архивы), собрание Грищенко здесь было фрагментарным. "И по значению, и по количеству представленных работ этот зал полностью тянет на отдельную выставку", - восторженно говорит г-жа Ковальская.
Архипенко и Пальмов
"Скульптура Александра Архипенко "Женская фигура" может стать визитной карточкой нашего музея, такой же, как и "Св. Георгий" ХІ века, "Идиллия" Пимоненко, "Казаки в степи" Васильковского, "Автопортрет" Кричевского в белом кожухе, "Парижанки" и "Девушка в красной шляпе" Мурашко, которые сегодня являются нашими брендами", - заявляет Юлия Литвинец.
Это уже третий Архипенко в музейном собрании. Однако предыдущие две работы - бюст Шевченко и бюст дирижера Менгельберга - скорее реалистичные работы, а "Женская фигура" - это уже "фирменный" Архипенко, как говорят искусствоведы, классическая "архипенктурка" (работа подарена музею коллекционером Петром Багрием).
"Это центральная работа нашей выставки. В Украине произведений Архипенко почти нет - они были либо проигнорированы, либо уничтожены, как это случилось со львовскими скульптурами. Но Архипенко - один из тех известнейших мировых украинских художников, который определил направление развития мировой скульптуры. Главное открытие Архипенко: скульптура начинается там, где она граничит с пространством, - пространство и объем одинаково формируют скульптурную форму. Кстати, в этой форме он ориентировался на пластику скифских баб - он же родился на территории университета, где стояли эти древние бабы, которых маленький Архипенко ужасно боялся", - рассказывает Людмила Ковальская.
Еще об одном художнике киевские искусствоведы вспоминают с большим трепетом. Это Виктор Пальмов. Его "Цыганка" - уже 17-я работа художника, которая отныне будет храниться в Нацмузее. В 1925 году Пальмов был приглашен на должность профессора Киевского художественного института. На его базе ректор Иван Врона стремился создать киевский Баухаус - современный художественный вуз, где искусство было бы связано с производством, а художественное образование было бы лишено остатков академизма. Среди приглашенных Вроной в Киев были Татлин, Малевич и... Пальмов.
Виктор Никандрович был в приятельских отношениях с Бурлюком. Вдвоем они путешествовали по Дальнему Востоку и даже устроили свою выставку в Японии - это была первая выставка российского авангарда в Стране восходящего солнца. "Цыганка" как раз датирована периодом дальневосточных странствий - 1919-20 годами. Пальмов подарил "Цыганку" своему ученику Козловскому, а в Нацмузей картину передал один из основателей Фонда содействия Нацмузею - Игорь Митюков.
"Рафаэль Котов"
"Когда создавалась наша коллекция, то внимание обращали преимущественно на признанных, авторитетных художников. Но не менее интересными для истории искусства являются имена не очень известные, но чрезвычайно важные для киевского колорита, - объясняет заместитель директора музея по научной работе Леся Толстова. - Например, немногие сейчас знают о Валерьяне Яблочкине, а о нем пишут в своих воспоминаниях о Киеве многие именитые художники". В основном Яблочкин рисовал... котов, бывало, в шутку он даже называл себя "Рафаэлем котов". Сейчас в музей попала работа "Добыча" - характерная для Яблочкина миниатюра (сюжет: кот поймал мышь).
Еще в музее появилась картина Руфина Судковского - одного из недооцененных художников позапрошлого века. До сих пор в собрании Нацмузея был лишь "Чумацький шлях" - степной пейзаж, не очень характерный для Судковского-мариниста. Интересно, что из-за этой картины Судковский и Куинджи поспорили чуть ли не до суда - дело в том, что Судковский на этом плотне тонко прописал камни, которые "просвечивают" из-под воды, за что Куинджи обвинил художника в плагиате, считая это "своим" брендовым приемом. В 1885 году Николай Мурашко устроил Судковскому выставку в Киеве. Выставка прошла тихо, работ продалось мало. Позже Мурашко в своей книге напишет: "Посетил Всемирную выставку в Антверпене, где экспозиция картин Судковского прошла с большим успехом, а одна из работ была оценена и приобретена за вдвое большую цену, чем за нее предлагали в Киеве".
Несмотря на значительное количество новых поступлений, большую часть из них можно будет увидеть только во время выставки. Работники музея говорят, что в постоянной экспозиции окажутся не более двух процентов экспонатов. И еще: как предупреждают искусствоведы, "брендовой" скульптуры Архипенко на выставке скорее всего не будет. Она в это время будет экспонироваться в США, где "присоединится" к гастролям экспозиции "Украинский модернизм" из коллекции Национального художественного музея Украины.
Леся Ганжа