Президент предложил парламенту изложить изменения к концепции национальной безопасности [ Редагувати ]
Президент Украины предложил парламенту изложить в новой редакции изменения к Концепции (основ государственной политики) национальной безопасности Украины. Соответствующий проект закона был зарегистрирован в секретариате Верховной Рады Украины 13 августа.
Действующая редакция концепции была принята парламентом 16 января 1997 года.
Глава государства к приоритетным национальным интересам Украины предлагает отнести соблюдение конституционных прав и свобод граждан, в том числе в сфере получения информации и пользования ею, невмешательство иностранных государств во внутренние дела Украины, защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, и политического, экономического и религиозного экстремизма, обеспечение постоянно растущего уровня жизни и благосостояния населения, утверждение инновационной модели развития, создание условий для расширенного воспроизводства населения, интегрирование в европейское и мировое сообщество, евроатлантическую систему коллективной безопасности.
К угрозам национальной безопасности Украины Президент предлагает отнести - в политической сфере: посягательство на конституционный строй и государственный суверенитет Украины, нарушение прав и свобод человека и гражданина в Украине и за ее пределами, вмешательство во внутренние дела Украины со стороны иностранных государств, наличие сепаратистских тенденций в отдельных регионах и в деятельности определенных политических сил в Украине, перманентное противостояние отдельных социальных слоев населения и политических сил, обострение межэтнических и межконфесионных отношений, политизацию и радикализацию некоторых объединений национальных меньшинств и религиозных общин, попытки нарушения принципа разделения государственной власти, системы государственной ответственности и дисциплины, недостаточную эффективность механизмов выполнения требований Конституции и законов Украины, структурную и функциональную несбалансированность политической системы общества, ее внутреннюю противоречивость и неспособность к оперативному реагированию на угрозы национальной безопасности, несформированность отечественной политической элиты, ее противоречивые геополитические, экономические и другие ориентации, попытку использовать в политических целях языковый вопрос, изменить существующий статус языков в Украине.
Ряд дополнений предлагается и в экономической сфере: нестабильное регулирование экономических правоотношений, неравномерность социально-экономического развития регионов, несостоятельность банковской системы Украины обеспечивать в полном объеме развитие финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, наличие значительных кредитных рисков, отсутствие национальной программы предотвращения финансовых кризисов, низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности субъектов ведения хозяйства, недостаточный уровень привлечения (инвестирование) сбережений населения в развитие экономики, большая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, ограниченность доступа на них, низкие темпы расширения внутреннего рынка, недостаточная прозрачность функционирования фондового рынка и небанковских финансовых учреждений, значительная долговая зависимость государства, высокий уровень государственного внешнего и внутреннего долга, высокий уровень ресурсной, финансовой и технологической зависимости национальной экономики от внешних источников, избыточное увеличение доли иностранного капитала в стратегических отраслях экономики, низкая эффективность механизмов формирования бюджета, значительное влияние коррупции и теневой экономической деятельности на экономические отношения, отток за пределы Украины финансовых ресурсов, "тениация" значительной части национальной экономики, пассивная роль Украины в международных экономических организациях.
Дополнено положение в социальной и гуманитарной сферах, в экологической сфере, в научно-технологической сфере, в приграничной сфере.
В военной сфере - наращивание иностранными государствами возле границ Украины группировок войск и вооружений, нарушающих сложившееся соотношение сил, втягивание Украины в региональные вооруженные конфликты или в противостояние с другими государствами, политизацию силовых структур государства, создание и функционирование незаконных вооруженных формирований, создание и функционирование на территории Украины террористических формирований, деятельность которых может быть направлена как против Украины, так и против иностранных государств.
В информационной сфере: неэффективность государственной информационной политики, касающейся стимулирования развития национальной информационной системы, распространение в Украине средствами массовой информации культа насилия, жестокости, порнографии, недостаточная и неадекватная информационная активность Украины в международном информационном пространстве, информационная экспансия со стороны иностранных государств, компьютерный терроризм, отток информации, представляющей государственную и другую, предусмотренную законом, тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства или направленной на обеспечение нужд и национальных интересов общества и государства, монополизм в информационной сфере, масштабное манипулирование общественной сознательностью путем распространения недостоверной информации.
К Основным направлениям государственной политики национальной безопасности Украины предлагается отнести в политической сфере: создание действенных механизмов защиты прав граждан Украины независимо от места нахождения, обеспечение политической стабильности, гражданского мира и взаимопонимания в обществе, предотвращения распространения опасных форм политического, этнического, религиозного, социального радикализма и экстремизма, предотвращение и устранение попыток вмешательства во внутренние дела Украины, повышение эффективности и действенности функционирования политических институтов власти, обеспечение борьбы с коррупцией и преступностью, особенно с ее организованными формами, выявление и устранение условий и причин, способствующих правонарушениям, повышение роли Украины как регионального лидера и субъекта обеспечения общеевропейской системы безопасности, участие в урегулировании конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, НАТО, борьба с международным терроризмом.
В экономической сфере: обеспечение благоприятных условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, проведение структурных и институциональных изменений в экономике, улучшение инвестиционного климата, повышение эффективности инвестиционных процессов и тому подобное.
Концепция национальной безопасности определяет основы государственной политики, направленной на защиту национальных интересов и обеспечение национальной безопасности и устоявшегося развития Украины.