Начался Международный фестиваль "Дни искусства перформанса" [ Редагувати ]
Вчера в Киеве начался Международный фестиваль "Дни искусства перформанса". Три вечера подряд художники из Польши, Украины и Беларуси будут превращать Центр театрального искусства имени Леся Курбаса на Владимирской, 23 в творческую лабораторию. В Польше искусство перформанса широко презентуется уже несколько десятилетий. В Беларуси из важных центров функционирования этой культуры можно назвать только столицу, в которой ежегодно с 1999 года проводится фестиваль "Навинки".
Продолжением этого мероприятия стала встреча художников-перформеров в Киеве. В украинской столице акции, посвященные этому искусству, проходят лишь отдельными "вспышками", подобный же международный проект состоится впервые.
Собравшиеся на "Днях искусства перформанса" наиболее яркие представители этого жанра из трех стран-соседок представляют помимо разных национальных культур различные художественные стратегии и взгляды на мир, на человека, на искусство.
По словам Юрася Барисевича, лауреата Союза писателей Беларуси, известного художника, эссеиста и переводчика, перформанс помогает автору оставаться самим собой, так как это прежде всего "некоммерческое искусство, насмехающееся над законами шоу-бизнеса".
Действительно, художественный результат культуры перформанса вряд ли может быть интересен очень широким массам, тем более что обычно не содержит в себе чистой развлекательности.
Скорее инициируя зрителя к поиску собственного смысла, разгадывания мудреной символики. Что, к примеру, может означать спрятанная в рукаве лампочка, свет которой художник несет, как собственный, сращиваясь с ним переплетами проводов? Или затейливый фотоколлаж, в котором сам автор выступает как часть некой конструкции?
От шнурков до Дальнего Востока
Искусство перформанса использует абсолютно все средства выразительности для создания задуманного автором эффекта.
Так, известный польский мастер Януш Балдыга придерживается конструктивистских традиций, задействуя самые простые вещи - от досок и шнурков до фотографий с удостоверения.
Неотъемлемой составляющей работ Юзефа Робаковского является техника, видео. Зигмунта Петровского интересует работа "у истоков", а Виктор Петров черпает вдохновение в Дальнем Востоке.
Украинская группа Р.Э.П. (Революционное экспериментальное пространство) "паразитирует" на внехудожественных формах социальной репрезентации - коммерческих, политических, религиозных.
Кроме живых действ-перформансов, желающие могут посетить лекции Януша Балдыги, познакомиться с материалами с минского фестиваля, видеоперформансами из архива киевлянина Олега Кулика и коллекции Галереи обмена.