Участники проекта исследования Марса "ExoMars" обсуждали новые детали марсианской программы [ Редагувати ]
Участники европейского проекта "ExoMars" в понедельник обсуждали новые детали марсианской программы. Возможно, в проект пригласят "Роскосмос".
Ранее Европейское космическое агентство (ЕКА) решило усовершенствовать проект марсохода, что сильно увеличило его стоимость.
Одобренный в 2005 году бюджет на разработку марсохода ExoMars превышает 650 миллионов евро.
На усовершенствованный проект потребуются дополнительно десятки миллионов евро.
Один из возможных вариантов, который рассматривался на встрече в понедельник, - приглашение в проект российского Федерального космического агентства.
Усовершенствованная модель будет весить свыше 200 килограммов (американские марсоходы весили около 180 кг).
Увеличение массы марсохода потребует более мощной ракеты-носителя. Если ранее планировалось, что "ExoMars" будет запущен при помощи ракеты "Союз", то теперь разработчики ориентируются на "Ариан-5" или "Протон".
Сотрудничество с Россией для ЕКА это не только возможность закрыть финансовую брешь. Желание европейцев укладывается в рамки Глобальной стратегии исследований, недавно подписанной 14 национальными космическими агентствами.
На прошлой неделе разработчики "ExoMars" продемонстрировали вентилируемый воздушный амортизатор, который должен смягчить удар при посадке на красную планету.
Проведенные в Итальянском аэрокосмическом исследовательском центре (Cira) испытания, вписываются в новую, более совершенную и дорогую программу.
При контакте с поверхностью сенсоры пошлют сигнал, открыв специальные каналы, и подушка быстро и равномерно сдуется.
По окончании испытаний представитель Thales Alenia Space (главного производственного партнера марсианской программы) Винченцо Джорджио заявил, что результаты "крайне обнадеживают".
Вход в атмосферу планеты, спуск и посадка - самые сложные пункты в программе полета на Марс. Американские марсоходы "Спирит" и "Оппортьюнити" были доставлены на поверхность Марса в шарообразных устройствах, составленных из заполненных газом мешочков, которые и защищали аппараты при контакте с марсианским грунтом.
Правда, такая система не могла зафиксировать аппарат на месте, и марсоход прыгал по поверхности планеты как мячик более 25 раз, перед тем как наконец-то остановиться и начать работать.
Несмотря на то, что разработанная НАСА модель сработала успешно, в Европе решили, что стоит найти альтернативное решение.
По мнению экспертов ЕКА, этот способ более аккуратный: марсоход можно поместить в нужную точку и сориентировать в задуманном направлении.
Впрочем, отмечает Джонатан Амос, такие воздушные амортизаторы в космосе не испытывали, и некоторые специалисты опасаются, что этот метод слишком рискованный для использования в малоизвестной среде.