Широкая коалиция: Сообразим на троих? [ Редагувати ]
Наш загадочный президент вновь подарил наблюдателям и игрокам отечественного политикума головоломку. Его фразу о том, что силы, выигравшие досрочные парламентские выборы, должны начать переговоры о создании коалиции, можно истолковать как минимум в пяти вариациях. Однако не говорил ли Ющенко о создании так называемой "широкой" коалиции?
Ломка перед "ширкой"
Если вспомнить "послемайданную" историю украинской политики, то можно найти упоминания о "ширке", как насмешливо ее назвала Юлия Тимошенко, еще в 2006 году, когда шли интенсивные торги между политсилами. Напомним, тогда победил вариант, казалось бы, нереальной конфигурации ПРУ-КПУ-СПУ, не в последнюю очередь из-за Александра Мороза. Однако именно в то время многие аналитики предполагали вариант создания бело-сине-оранжевой коалиции НСНУ-ПР.
Сейчас же эта идея не только не умерла, однако все чаще упоминается как таковая, которая смогла бы помешать занять премьерское кресло лидеру БЮТ Юлии Тимошенко - главному конкуренту действующего президента. С другой стороны, подобная коалиция, как ни парадоксально, может позволить гаранту не допустить к премьерскому креслу и уже почти "дважды экс-премьера" Виктора Януковича в обмен на нахождение регионалов у власти и, возможно, премьерство ястреба с Банковой Виктора Балоги. В общем, ныне разговоры о коалиции следует рассматривать в ключе начавшейся уже неофициальной президентской избирательной кампании 2009-го года, где главными конкурентами Януковича выступают все те же Ющенко и Тимошенко.
Ведь все дело в том, что досрочные выборы состоялись с если не одобрения, то уж по крайней мере, с согласия главного "акционера" Партии регионов Рината Ахметова. Как пишет обозреватель Виталий Портников, расчет был на то, что после выборов, на которых президентская и премьерская партии показательно жестко борются друг с другом, им "придется задуматься" об общем будущем. А потом, по прошествии выборов им "приходится" создать правящую коалицию. То есть регионалы, представляющие крупный бизнес в любом случае должны были остаться у власти.
В этом контексте формальным поводом стало бы отсутствие возможности создания оранжевой коалиции НУНС и БЮТ, их фракции в сумме не должны были набрать 226 голосов - возможность для создания оранжевого большинства. Однако фортуна смешала все карты, и сейчас самым реальным вариантом событий является именно тот, развитие которого не предлагали Ющенко и Ахметов.
Потому то резонансное заявление президента, который сформулировал его в своем фирменном стиле кота Леопольда, "и овцы целы, и волки сыты", можно трактовать по-разному. Так, Тимошенко сразу же бросилась безуспешно звонить президенту, а регионалы выдали на-гора несколько бравурных спичей по поводу.
Пауки под куполом
Выше уже объяснялось почему "регионалы" согласились на досрочные выборы, и потому сильно прогадали. Сейчас же, как пишет влиятельное издание "Зеркало Недели": "ПР, оказавшись вне коалиции, способна вообще сорвать работу парламента. Если 175 депутатов от партии не примут присягу, Рада 6-го созыва окажется нелегитимной. Легитимность Рады-5 также сомнительна. Для проведения повторных досрочных выборов потребуется добро КС. А он неработоспособен. В этом случае нас ожидает безвластие и, вполне возможно, открытый гражданский конфликт".
Таким образом, становится понятно, что Партия регионов при власти должна остаться, хотя бы для того, чтобы каким либо образом все-таки принять на пару с оппонентами общие правила игры и, таким образом, обеспечить бескровное развитие страны. В обратном же случае разделение по Днепру сохранится и дальше.
Кстати, отвечая на вопрос о возможном неучастии Партии регионов в работе нового парламента, глава политсовета НУНС Вячеслав Кириленко сказал: "Для того чтобы не приносить присягу, необходимы веские основания. Я могу напомнить, что фракции "Наша Украина" и БЮТ досрочно прекратили полномочия своих депутатов, а затем и парламента, потому, что правящая коалиция нарушила Конституцию и украинское законодательство... А то, что Партия регионов проиграла выборы, не может быть причиной ее неучастия в работе общенационального парламента".
После этого один из спикеров пропрезидентской силы добавил, что со своей стороны, оранжевые берут на себя обязательства в первые дни работы нового парламента проголосовать такой закон о парламентской оппозиции, который разрешит Партии регионов абсолютно эффективно работать в парламентской оппозиции и выполнять эти нелегкие функции.
Интересно, что вместо попадания во власть регионалам оранжевые предлагают с барского плеча кресла председателей ведущих парламентских комитетов, вице-спикеров, а то и нескольких министров, лишь бы те приняли присягу нардепов и ушли в оппозицию. Вопрос: устроит ли донецких это?
Не секрет также, что вторым по вероятности сценарием был бы донецко-президентский поход во власть. И подобные переговоры, если верить наблюдателям, велись в первую неделю после выборов. Однако этому яростно воспротивились Юрий Луценко и Вячеслав Кириленко. И подписи 40 из 71 депутата под соответствующим обращением к президенту говорят сами за себя. Потому пока переговоры между Банковой и донами пока приостановлены. И это при том, что подобную перспективу приветствует всего 3% населения Украины.
По небу, земле и воде
Одной из трактовок президентских слов: " Я даю поручение Партии регионов, БЮТ, "Наша Украина - Народная Самооборона" вместе с другими победителями выборов начать предварительные политические консультации относительно формирования большинства в парламенте и формирования правительства" является завуалированное предложение этим силам объединиться. Плюсов от такого союза рака, щуки и лебедя будет не меньше, чем минусов, но и не больше.
Ющенко бы стал "скоросшивателем страны" и "арбитром нации" в прениях между премьером и спикером ВР от разных политсил. Юлия Тимошенко как премьер-министр данный союз предоставил бы возможность четко указать электорату, кто не дал ей реализовать предвыборные обещания. Ведь в "оранжевой", самой реальной коалиции столь богатой возможности у нее не будет. А Виктору Януковичу сей тройственный союз позволил бы остаться у власти еще на какое-то время.
С другой стороны все эти лидеры теряют немаленькую часть своих электоратов. Больнее всего, по прогнозам аналитиков, это ударит по президенту. И хотя избежать этого он сможет или с помощью позитивных результатов, которые в идеале может показать "ширка", однако вряд ли кто-либо верит в подобный успех. Да и работа политтехнологов на имидж президента вряд ли сможет улучшить оный. Сама же Юлия Владимировна вряд ли на это пойдет, ведь подобный опрометчивый шаг может просто подорвать ее имидж в глазах "апчественности" накануне президентских выборов-2009. а Виктор Янукович просто теряет реальную власть, перестав быть премьером и став всего лишь одним из трех.
Для общества подобная конфигурация сил интересна прежде всего тем, что позволит создать новые правила игры для главных игроков, а также, возможно, провести ряд непопулярных в обществе реформ, которые, однако, нужны нашему государству. К тому же, " У коалиции ПР-БЮТ-НУНС есть больше шансов сохранить, либо рационально распорядиться национальным имуществом. Атмосфера недоверия, которая неизбежно будет существовать между представителями лагерей коалиции, заставит ответственных лиц принимать более осторожные и взвешенные решения. Обмен первыми замами во всех министерствах и правоохранительных органах, возможно, затруднит их работу, но есть шанс, что остановит тихий и непобедимый дерибан", - пишут Юлия Мостовая и Сергей Рахманин.
С другой стороны, такая российская "безоппозиционная" конструкция, где внутривластные кланы внимательно следят друг за другом, может показаться не очень... демократичной, что ли? Ведь подобный союз дал бы возможность выйти на поверхность новым общественным лидерам на волне разочарования "большой тройкой". Ведь люди далеко не всегда реально понимают. Насколько "бьюти", "доны" и "нашисты" похожи друг на друга.
Другой вопрос, что вряд ли и прогресс будет, соедини судьба эти силы в одну коалицию, ведь они очень сильно напоминают нам о бессмертной басне Крылова...