В ВР разработан проект закона "О политической рекламе" [ Редагувати ]
В Верховной Раде Украины разработан проект закона "О политической рекламе". Как сообщили в информационном управлении Верховной Рады, 21 мая в Верховной Раде Украины состоялся семинар "Политическая реклама в СМИ - приближение к законодательным и практическим международным стандартам", который организовали комитет Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации совместно с Центром стратегических исследований.
В ходе семинара рассматривались недостатки отечественного законодательства и практические проблемы в сфере политической рекламы в СМИ, перспективы внедрения международных стандартов в законодательном регулировании политической рекламы в Украине.
Участники заседания отмечали, что неотъемлемой составляющей избирательного процесса в демократических государствах является развитая и немонополизированная сеть СМИ, обеспечивающая равенство возможностей кандидатов и партий в реализации их программ.
В то же время они констатировали, что Украина имеет определенные проблемы по этому вопросу, обусловленные, в частности, нарушением и несовершенством действующих нормативных актов (несоответствие международным правовым стандартам), которые оперируют понятием "политическая реклама" (избирательное законодательство), недостаточным независимым общественным контролем за СМИ (процессами лицензирования, приватизации).
Это привело к:
несоблюдению принципа равных возможностей для всех участников избирательного процесса, нарушению свободы слова, закрытости отдельных СМИ для независимого финансового аудита, возможности использования средств в теневом бизнесе,
препятствованию независимым инвестициям в СМИ, которые бы улучшили качество масс-медийных продуктов и способствовали бы повышению профессионального уровня журналистов,
игнорированию рыночных механизмов ради удовлетворения политических потребностей, использованию государственных СМИ финансово-политическими группами в собственных целях.
В ходе семинара председатель подкомитета комитета ВР по вопросам свободы слова и информации Валерий Мишура отметил, что решить эти проблемы направлен законопроект "О политической рекламе", который он разработал.
Представляя документ он сказал, что он базируется на нормах статей 15, 34 Конституции Украины о политическом и идеологическом многообразии и конституционных гарантиях прав граждан на свободу мнения и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
По словам Мишуры, в основу проекта закона положена практика и опыт рекламной деятельности субъектов политического процесса в таких странах как США, Великобритания, Германия, Италия, Голландия, Россия, Польша, учтены рекомендации Европейского института средств массовой информации, ряда международных научно-практических конференций, позитивный и негативный опыт избирательных и референдумных кампаний в Украине.
Автор проинформировал, что законопроект впервые в Украине признает основные основы и принципы политической рекламной деятельности, впервые вводит в правовое обращение такие понятия, как "политическая реклама", "субъекты политического процесса", политическая "скрытая", "недобросовестная" и "фальшивая" реклама, "контрреклама" ("антиреклама").
Документом зафиксирована современная практика использования разнообразных носителей политической рекламной информации, проводится дифференциация средств массовой информации, выписан общий порядок их использования, особенно во время избирательных и референдумных кампаний.
Проект закона содержит отдельные статьи об идентификации политической рекламы, регулировании политической рекламной деятельности кандидатов на выборные должности - действующих Президента, народных депутатов Украины, руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Выписаны полномочия субъектов политического процесса, избирательных комиссий, судов, Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
Документ устанавливает определенный круг ограничений о политической рекламной деятельности, в частности, определен круг лиц, которым запрещается заниматься политической рекламой. Запрещаются политически вмонтированные прогнозы, запугивание общества и др.
Мишура подчеркнул, что особое внимание в законопроекте уделяется законодательному обеспечению равных условий ведения рекламной кампании кандидатами, политическим партиями (блоками) - участниками избирательного процесса.
В частности, предусматривается создание максимально равных финансовых условий ведения предвыборной кампании с целью не допустить избыточных преимуществ отдельных кандидатов, партий (блоков), связанных с финансовыми возможностями.
По его словам, разработчики законопроекта исходили также из того, чтобы обезопасить кандидатов, партии (блоки) от безосновательного вмешательства в их рекламную кампанию органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
Он считает, что реализация заложенных в законопроекте правовых норм позволит развивать демократические основы политической жизни общества.