80 лет назад на экраны вышла "Земля" Александра Довженко [ Редагувати ]
Восемьдесят лет назад на экраны вышел фильм, которым и поныне восхищаются зрители. "Земля" Александра Довженко покорила весь мир и вошла в список из двенадцати лучших кинокартин всех времен и народов. О феномене Довженко и секретах успеха его фильма критики продолжают спорить до сих пор. Светлана Чернецкая попыталась раскрыть тайну гения.
Он уже который раз смотрит этот фильм, знает его почти наизусть, но не перестает поражаться. Режиссер Роман Балаян, сняв десяток картин и пересмотрев тысячи, не сомневается: "Земля" Александра Довженко - лучшая из лучших и ныне.
Роман Балаян, режиссер:
- Паузы, которые держат его герои, вот видите - музыка не звучит, но некая магия, интонация схвачена - заставляет меня за этим следить.
Магию этого фильма до сих пор изучают кинокритики разных стран. Сергей Трымбач - в их числе. Он уверен - гениальность режиссера - не в технических приемах, построении кадра или умении работать с актерами. Все намного глубже.
Сергей Трымбач, кинокритик:
- Сьогодні, коли ми бачимо в основному режисерів офіціантського штибу, люди, які мислять себе як обслугу в маси, маса хоче голих баб, чи крові на екрані, будь ласка, ми вам зробимо і це, і друге. Ні, Довженко пропонує свою концепцію буття, свою філософію життя.
Именно здесь, тогда еще на Киевской кинофабрике, 80 лет назад снимали фильм «Земля». Ныне отснятый материал считают гениальным, киностудия носит имя режиссера Довженко, а фильм не покидает рейтинги лучших картин мира.
Здесь еще можно найти реквизит для фильма. Хотя тогда все было намного проще - небольшая площадка, никаких спецэффектов и максимальная достоверность. Именно в этом режиссер Олесь Янчук видит главную ценность картины. Все гениальное просто - это точно о "Земле" Довженко.
Олесь Янчук, режиссер:
- Чорно-біле зображення воно відсікає все зайве, воно підсилює лаконізм, класичний приклад, коли це зображення говорить, воно викликає емоції, практично в фільмі мені не потрібні діалоги.
Он, как и тысячи студентов-киношников, учился на этом фильме. Вроде бы черно-белая немая картина, которая в эру блокбастеров и 3-Д технологий должна была как минимум устареть. Но и сегодня вдохновение режиссеры ищут именно в этих кадрах.
Светлана Чернецкая, Татьяна Даценко, Виталий Мельник, Иван Ермаков, «Подробности», ТК «Интер».