Мы обесценили казачество? [ Редагувати ]
Буго-Гард - такое название на самом деле носила территория сегодняшнего юга Украины во времена, предшествовавшие приходу сюда российских колонизаторов. "Диким полем" эти места назвали уже потом россияне, и лишь для того, чтобы утверждать над нами свое сомнительное превосходство, утверждает в своей статье на сайте "Політична Україна" житель Кировограда Анатолий Авдеев.
Еще эти места носили название "Кучнань". Возможно, были и другие названия, но ни в одном из них не было слова - "дикий".
Возникает вопрос о том, мог ли быть диким край, где по свидетельству путешественников-иностранцев, еще 300-350 лет тому назад, царила почти поголовная грамотность населения. Тот же известный всем Семен Климовский, живший в те времена на своем собственном хуторе неподалеку от тех мест, где несколько позже был основан город "Елисаветград" (ныне Кировоград) не с неба упал со своим академическим образованием.
А потом пришли они и начали веками "делать из нас дураков", угнетать, грабить, насмехаться, прививать унизительное чувство неполноценности и третесортности украинцев, заселять наш край другими народностями, сокрушается Авдеев.
Порабощение казацкого края сопровождалось изменением топонимических названий, которые потом не возвращались и исчезали навсегда.
"Мы и они" - эта проблема всплывает снова и снова, а верней нас грубо за ворот притягивают к ней политиканы из "Русского блока" и им подобные украинофобы. На уличных столбах наблюдаем их открытки о вступлении в ЕЭП, выслушиваем их вопли о выдуманных языковых притеснениях. Последние события дают возможность и незаурядные козыри именно тем в Украине, кто небезосновательно не верит в искренность и добрососедство русской стороны.
Однако середина октября 2003 года в Украине ознаменовалась не только пограничными проблемами с "добрыми" соседями и строительством дамбы к украинскому острову Тузла, но и казацкими праздниками, которые отмечала вся Украина. Как раз во время празднеств определенные пророссийские силы снова пытались поднять вопрос о "возвращении" городу старого русского названия. Говорят даже, что это будет актом возобновления исторической справедливости. Не говорят лишь для кого... Для сотен тысяч украинцев, которые живут в области, для ли 85 тысяч россиян, которые составляют всего 7,5 % населения?
Это еще один пример внешне немного странного, но четко целенаправленного поведения представителей нацменшинств и соседнего северо-восточного государства, которые пришли в наши края в 50-х годах ХVIII столетия, чтобы владеть нашими плодородными землями, уничтожать нашу культуру и язык и "учить нас нашей же истории"( обычно в своем собственном понимании). Все это закончилось для украинцев на наших землях еще и крепостническим феодальным рабством.
Сейчас через агентов влияния осуществляется очередная попытка тихой, иногда мало заметной колонизации: духовной, идеологической и психологической. 250 лет российского господства, по мнению русофилов, должны служить определенным "историческим" плацдармом. Именно по этой причине нам не "рекомендовано" употреблять исторические географические названия: Буго-Гард, Кучмань, Новокозачин, а если возвращать старинные названия, то лишь появившиеся в российские времена.
А что же было на самом деле в нашем "Диком поле"? На самом деле, территория почти всей нынешней Кировоградской области, вплоть до самой речки Синюхи, которая была границей с Польшей, относилась к Землям Войска Запорожского Низового и входила в состав ее двух паланок. Этот была совсем не дикая степь, а территория с четко очерченными государственными границами, которые охранялись. Запорожскими дорогами сновали почтовые курьеры, странствовали торговые повозки с товаром, как своих, так и иностранных купцов.
Путешественник и торговец в наших степях был под внимательной и гарантированной охраной казацкой власти, а на старательно обработанных казаками и крестьянами нивах колосились, как и сейчас, рожь и пшеница. Близ наших городов, сел, хуторов и зимовщиков мирно паслись стада скота, произрастали овощи, цвели сады и мирно гудели пчелы. Кроме того, как в любом государстве, собирались таможенная пошлина и налоги в сечевую казну, и даже нечастый российский гость мог оказаться на этих землях лишь с позволения Сечи.
Все сечевые земли были разделены на административные провинции, которые назывались паланками, а во главе любой из них стоял избранный казаками паланковый полковник, которого в народе звали сердюком. Именно так называемый сердюк в своей паланке был высшей административной, воинской и судебной властью. Он руководил и мобилизацией оседлых казаков, проживавших на территории паланки, и продовольственным снабжением Сечи, которая была самым большим городом и административным центром Запорожских земель, и пополнением сечевой казны путем сбора налогов. Большие села и города на территории запорожских паланок делились на сотни и также имели свою избранную казацкую старшину, имели церкви и школы при них. Другое неказацкое население края жило по казацким законам, которые носили название "звичаєве право". По свидетельствам путешественников-иностранцев, неграмотных к тому времени в наших краях почти не было. Кроме охоты, рыболовства и полеводства были хорошо развиты ремесла. Украина своими товарами торговала с окружающим миром.
Малая Сечь - отличное по военной подготовке войско, имевшее мобильный флот и способное постоять за себя. Нередко Запорожская Сечь воевала на стороне своих союзников, так как имела собственную дипломатию, которая умела находить выгоды от заграничных походов и общих действий с союзными государствами. А внешними союзниками запорожских казаков к тому времени были Франция, Швеция, Венгрия, Австрия и нередко Крым, Молдова и даже могущественная Турция. Географическое положение Сечи было таковым, что она стала своеобразным щитом, прикрывавшим Московию с юга, чем немало поспособствовала ее укреплению, давая возможность не воевать на два фронта. С юридической точки зрения, Запорожская Сечь, имевшая на времени имела собственную конституцию и была к тому времени, возможно, самой развитой в Европе демократией.
Не следует лишний раз говорить, что наличие цивилизованных законов, сильного войска и внешней дипломатии являются признаками цивилизации. Вот такая здесь царила "дикость" к приходу с севера братьев россиян. И что они нам принесли? Фактически, именно дикость, от которой веками избавлялась цивилизованная Европа. Дикость, вернувшая Украину на века назад в своем развитии.
Украина была казацкой нацией, нацией, давшей миру казачество. Но не все в ней были казаками. Казаками становились лучшие, ими были по роду от отца и деда, казачества лишались за преступления или при закрепощении в русское крепостническое рабство. Но казаками были самые храбрые, самые преданные Украине, самые образованные. Быть казаком было очень пристижно и почетно. Именно казаком, а не кем-то другим.
Но сегодня находятся фальсификаторы истории, которые приравнивают казаков к разбойникам, пиратам и тому подобным прохиндеям. Разве мы, украинцы, веками были полоумными, чтобы воспевать в песнях и думах воров? Чья нездоровая фантазия придумала для нас эту страшную басню? И почему, объясните мне, в соседней России, те же казаки в ворах еще не ходят, а имеют полную поддержку от собственного государства? - вопрошает Анатолий Авдеев.
Глубинное восприятие явления казачества и казацкой эпохи открывает и определенные перспективы возрождения украинского национального духа, национального самосознания и национальной идеи. Посмотрим внимательно не только на Россию, а на окружающий мир. Ни рыцари в странах Западной Европы, ни самураи в современной Японии, которая являются аналогами наших украинских казаков не находятся в подобной ситуации утраты уважения. Мир пользуется совсем другими стандартами цивилизации чем те, что навязывают нам.
Следует отметить, что широкое празднование казацких праздников на государственном уровне не освободило наше общество от явления опереточного шароварництва и поверхностного бездумного восприятия феномена казачества. Украинская болтовня о "козацких победах", должна уступить место возрождению казацких национальных ценностей. Сегодня многочисленным казацким обществам в Украине, по иронии судьбы, отведена странная роль - общественных организаций. Так, вчерашний общественный стан, который был главным стержнем в жизни украинского государства и украинского общества, сегодня воспринимается как общество любителей "казацкой забавы". Чего можно достичь с такими странными подходами? К национальному возрождению с таким восприятием нашего прошлого мы точно не придем.