"Последний поезд": успех режиссера-дебютанта [ Редагувати ]
В Москве состоялся пресс-показ нашумевшего фильма Алексея Германа-младшего "Последний поезд".
Эта картина, ставшая дебютом для молодого режиссера, в прошлом году уже получила главный приз как лучший фильм и приз Фипресси Международного кинофестиваля в Салониках, приз за лучшую режиссуру Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок", Главный приз за лучшую игровую картину Международного фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер".
Маленький поезд, всего несколько заиндевевших вагонов, которые, как кажется, с трудом дотянули до станции назначения. Здесь, в заброшенной украинской деревне, в 1943 году стоит немецкая часть. Никто не знает, что происходит и чего ждать. Немецкие солдаты - больные, измученные, одуревшие от нескончаемой войны, русской зимы и необъятного заснеженного пространства.
Сюда и привозит поезд немецкого доктора Пауля Фишбаха, тучного медлительного человека с двумя чемоданами и застывшим взглядом: страдания всех этих людей и сама война кажутся ему полной бессмыслицей.
"Вы умеете стрелять? - спрашивает у доктора добродушный немецкий почтальон, когда они вдвоем бредут неизвестно куда по снежному лесу. - Пару раз приходилось. Лет 25 назад, еще во Франции. Но, Слава Богу, кажется, не попал", - отвечает ему Пауль Фишбах.
"Некоторые немцы все-таки были людьми"
"Как вообще возник образ этого доктора? - рассказывает автор сценария и режиссер Алексей Герман-младший. - Мне показалось, что надо обострить неприспособленность к войне и брать именно ту специальность, которая по-своему противоречит смертоубийству".
"Мне кажется, что ситуация такой неприспособленности к войне будет понятна, и у фильма будет свой, не очень широкий, зритель", - говорит режиссер. В картине Алексея Германа-младшего воюющие с русскими немцы - это сплошь больные, несчастные люди, проклинающие войну и бессмысленно загубленные жизни.
"Я бы хотел стать камнем, - мечтательно произносит главный герой. - Лежать на берегу. Было бы все так просто! Я бы лежал, а вокруг текла бы вода. А это все - что?"
На пресс-конференции у Германа-младшего спросили, не боится ли он, что столь человеческий образ врага будет отвергнут российским зрителем, в генетической памяти которого не сострадание, а ненависть к Германии 1940-х годов. "При чудовищности всего, что творили немцы, во многих семьях мне говорили о том, что некоторые немцы все-таки были людьми. Неважно, один это или два человека, - говорит режиссер.
"Прошло 50 лет, и при всем том, что забывать о войне нельзя, мне кажется, что пора посмотреть на нее и с другой стороны. Нельзя жить ненавистью полвека, даже если эта ненависть оправдана", - убежден Герман-младший.
Странный сон
Герои фильма действительно лишены ненависти друг к другу - кажется, что ни у кого на нее попросту не осталось сил. Ненависть вызывает сама война. А жизни, что русских, что немцев, скорее походят на странный сон, когда никто не знает, наступит ли пробуждение.
"Мне сейчас кажется, что тебя нет, ее нет, никого нет, - говорит русская героиня фильма тем, кто вместе с ней прячутся в заброшенном доме в лесу. - Я сегодня проснулась и подумала, что я как лошадь. Она тоже, когда бежит, у нее ни справа, ни слева никого нет.
В картине "Последний поезд" постоянно звучит кашель, таким несмолкающим звуковым фоном. Кашляют все - и русские, и немцы, то надрывно, то еле слышно. "В какой-то белой снежной пелене, в метели кашляющие изможденные люди воюют друг с другом до последнего. Мне кажется, что в этом есть какой-то хороший образ, он важен для атмосферы картины. А потом, ведь действительно много кашляли, много болели", - говорит режиссер.
По стопам отца
Для Алексея Германа-младшего "Последний поезд" стал полнометражным дебютом и уже получил призы сразу на нескольких международных кинофестивалях. Через две недели картина выйдет в московский прокат. Как ни парадоксально это звучит, но отец Германа-младшего, знаменитый режиссер Алексей Герман, еще не видел работу сына.
"Конечно, я появился из папиного кино, - признается молодой режиссер. - Отрицать это и говорить, что это не так, бессмысленно и неверно. Потому что я нахожу такое же совершенство в картине "Мой друг Иван Лапшин", как и в фильме Тарковского "Андрей Рублев", который я могу пересматривать бесконечно", - говорит Герман-младший.
Алексей Герман сейчас заканчивает большую картину, которая, как понял его сын после просмотра материала, будет грандиозной. Ну а сам Алексей Герман-младший готовится снимать следующий полнометражный фильм, - в цвете и с юмором.
То, что "Последний поезд" был снят на черно-белую пленку, режиссер объясняет просто: на цветную не хватило денег, слишком мизерным был бюджет.