"Известия": Турецкое правительство бросает вызов армии [ Редагувати ]

Отношения между правительством Турции и высшим генералитетом страны накалились до предела. Причина - подготовленный властями закон, который облегчает выпускникам мусульманских учебных заведений поступление в вузы.
Чтобы понять масштабы, подоплеку и возможные последствия конфликта, надо учесть принципиальный момент. Во-первых, у власти в Анкаре находятся исламисты из Партии справедливости и развития (ПСР). Они контролируют как Кабинет министров, так и парламент. Во-вторых, армия в Турции традиционно стоит на страже светского государства.
Как только исламисты начинают всерьез угрожать его устоям, генералы говорят свое веское слово. Так было, например, в 1997 году, когда под давлением армии вынужден был уйти в отставку премьер-исламист Неджметтин Эрбакан. Но на сей раз власти настроены решительно и не намерены уступать "генеральскому шантажу".
Премьер и его окружение убеждены, что в нынешней ситуации, когда Евросоюз готов начать с Турцией переговоры о вступлении в альянс, генералы не решатся на столь радикальный шаг, как государственный переворот и разгон демократически избранного парламента. Даже во имя благородной цели - защитить светские принципы, по которым страна живет со времен "отца-основателя" современной Турции Кемаля Ататюрка, отменившего шариатские нормы. Правительство премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, фактически, бросило вызов армии - оно отвергло ультиматум генштаба Вооруженных сил, требовавшего внести поправки в злополучный документ, который, по мнению военных, "резко повышает роль и место ислама в образовании".
"Решение относительно законопроекта об образовательной реформе будет приниматься компетентным органом - парламентом, - заявил журналистам официальный представитель правительства, министр юстиции Джемиль Чичек. - Турция - демократическая республика. А демократию нельзя считать неким преходящим, сезонным явлением, поскольку она лежит в основе нашей жизни, нашего существования".
Законодатели, большинство из которых - члены правящей партии, наверняка одобрят новый закон. Впрочем, на него может наложить вето президент Ахмед Неждет Сезер, не замеченный в симпатиях к исламистам.