100 дней СНБО: Разведка боем кончилась [ Редагувати ]

В демократических странах существует традиция - подводить итоги ста дней работы нового правительства. В прошлом году мы анализировали 100 дней Януковича; в начале года нынешнего пришло время подвести итоги деятельности за данный период Совета национальной безопасности и обороны под началом Виталия Гайдука - поскольку после его назначения секретарем СНБО этот конституционный орган эксперты называли не иначе как "альтернативное правительство" и "теневой Кабмин".
Тихой сапой
Назначение Виталия Гайдука секретарем Совета национальной безопасности и обороны состоялось 10 октября 2006 года. Для кого-то такое решение президента оказалось полным сюрпризом, а для кого-то - вполне ожидаемым шагом; кто-то считал, что представитель крупного бизнеса в СНБО начнет торговать национальной безопасностью и интересами страны, а кто-то был уверен, что именно такого менеджера высшего класса СНБО и не хватало; кто-то расценивал назначение Гайдука как продолжение интеллектуальной и полномочной гонки вооружений между Секретариатом президента и Кабинетом министров, а кто-то видел в нем удачный механизм урегулирования спорных вопросов, касающихся стратегических проблем страны. Это было 100 дней тому назад. Сегодня можно подводить первые итоги деятельности СНБО.
В общем, за прошедшие три "с копейками" месяца со времени назначения Виталия Анатольевича секретарем СНБО, деятельность Совета совсем не часто давала серьезные информационные поводы. Это, впрочем, отнюдь не значит, что в СНБО никто ничем не занимался. Вон президент с премьер-министром со своими ссорами, конфликтами и войнами сколько давали поводов о них писать - и что? Поглощенные собственным противостоянием, Ющенко и Янукович сделали крайне мало полезного для страны. А то, что сделали - еще не факт, что оно таки окажется полезным. В сущности, случаи, когда СНБО оказывался в фокусе внимания отечественных СМИ, можно пересчитать на пальцах одной руки.
Во-первых, это концентрация причастных и сочувствующих "Индустриальному союзу Донбасса" в коридорах украинской власти. Кроме самого Гайдука, это заместитель главы СП Александр Чалый, курирующий международные отношения, а также первый зам главы президентской канцелярии Арсений Яценюк, отвечающий за экономику. Во-вторых, это переподчинение государственной компании "Укрспецэкспорт", торгующей оружием, Кабмину, тогда как до этого право осуществлять руководство "Укрспецэкспортом" принадлежало президенту и СНБО. В-третьих, это рассмотрение Советом вопроса о состоянии отечественного жилищно-коммунального хозяйства, признанного впоследствии "угрозой национальной безопасности Украины". И в-четвертых, это совместный брифинг руководства СНБО и СП, на котором Гайдук заявил, что Совет "в 2006 году выполнил практически все поставленные Президентом задачи". Вот, фактически, и все.
И тем не менее, повторимся, это совершенно не означает, что СНБОУ ничего не делал - или делал слишком мало - в первые сто дней после прихода Виталия Гайдука. Более того, несмотря на кажущуюся пассивность, Совет национальной безопасности и обороны тихой сапой с каждым днем становится все более важным органов в отечественной системе власти. Объясним нашу точку зрения.
Еще во времена "секретарствования" в СНБО Петра Порошенко было очевидно, что в будущем Совбез обречен: его непременно будут пытаться втянуть во внутренние дрязги. Так и произошло: после вступления в силу конституционной реформы Совет таки развернули в сторону решения внутриполитических задач - благо под понятие "национальная безопасность" можно подвести практически все проблемы государственного управления и размежевания полномочий между ветвями власти. В момент наивысшего напряжения между президентом и правительством его и возглавил Виталий Гайдук. Естественно, курс на решение внутренних проблем не был изменен; но несомненной заслугой Виталия Анатольевича следует считать тот факт, что СНБО не оказался по уши втянут в политические междоусобицы. Возможно, именно небезуспешные попытки избежать такого сценария отнимали у нового руководства Совбеза львиную долю энергии и времени, которые в лучших условиях можно было бы направить на чистый конструктив.
Еще не параллельный Кабмин, но...
Вместе с тем, не представляется возможным отрицать плодотворное сотрудничество, имеющее место быть между СНБО и Секретариатом президента. По сути, Совет стал центром придания легитимности многим инициативам и наработкам "яйцеголовых" из СП. Одно дело, когда какое-либо предложение или идея звучат из уст сотрудников президентского секретариата, являющегося формально всего лишь канцелярией, а другое - когда они оформлены в виде указов президента на основании решений Совета национальной безопасности и обороны. И как бы такая ситуация не раздражала Виктора Януковича, никакие конфликты вокруг контрассигнации не могут скрыть того факта, что Кабмин обязан выполнять указы Ющенко, в которых закреплены решения СНБО. Таким образом, Совбез в нынешних условиях стал в руках президента достаточно эффективным механизмом влияния на фактически оппозиционное ему правительство.
На этой почве, естественно, периодически возникают конфликты, связанные с тем, что Виктор Янукович, уже вкусивший радости мало чем ограниченной власти, не желает, чтобы действиями его Кабмина руководили с Банковой. Поэтому регулярно звучат обвинения со стороны представителей "антикризисной" коалиции в том, что СНБО выходит далеко за пределы своих полномочий, а президент не оставляет попыток создать на основе Совбеза "альтернативное" правительство.
Справедливости ради необходимо отметить, что основания так считать у "коалицианистов" есть - и дает их сам Ющенко. Так, за три дня до Нового года президент своим указом существенно изменил структуру СНБО. Теперь этот орган действительно похож на параллельный Кабмин; после нововведений в нем появились: 1) режимно-секретный отдел (СБУ); 2) финансово-экономическое управление (Минфин и Минэкономики); 3) департамент стратегических разработок (МинЧС); 4) департамент по вопросам энергетической и ядерной безопасности ("Энергоатом"); 5) департамент информационной безопасности (Госкомитет по вопросам СМИ); 6) департамент по вопросам деятельности правоохранительных органов (МВД). Вполне вероятно, что подобная реформа стала ответом Ющенко на попытки "антикризисной" коалиции навязать ему весьма противоречивый закон о Кабмине, предусматривающий чуть ли не полную независимость правительства от президента.
Основным выводом относительно ста дней СНБО Гайдука можно считать утверждение, что Совбез в этот период не стал "параллельным" правительством, но, похоже, все к тому идет. Очевидно, первые несколько месяцев ушли у Виталия Гайдука на системный анализ нынешнего положения дел в СНБО и выработку предложений по необходимым изменениям в структуре этого органа. Они и были оформлены указом президента от 28 декабря минувшего года. Разведка боем кончилась. Следующие 100 дней наверняка окажутся гораздо интересне...