Путин и Кучма обсудят в Крыму ситуацию вокруг Азовского моря и Керченского пролива [ Редагувати ]
Президент Украины Леонид Кучма 24 декабря посетит с рабочим визитом Крым, где встретится в Керчи с главой российского государства Владимиром Путиным.
В ходе встречи планируется обсудить ряд актуальных вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе в Азовском море и Керченском проливе.
Как сообщалось, последний раз Кучма и Путин встречались на Азове 17 сентября этого года, в преддверии саммита СНГ в Ялте. Тогда среди прочего обсуждался вопрос урегулирования правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.
Позже в отношениях двух стран возникла определенная напряженность - власти Краснодарского края начали строить дамбу в направлении украинского острова Коса Тузла. Российская сторона мотивировала это необходимостью укрепления береговой полосы. В Украине ряд политиков расценили это как посягательство на суверенитет.
В Украине правительство несколько раз рассматривало этот вопрос на своих заседаниях, состоялся ряд дипломатических встреч. Кроме того, в октябре прошло заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, после которого президент Леонид Кучма подписал указ о мерах по обеспечению неприкосновенности государственной границы Украины. В нем, в частности, говорилось, что в случае пересечения российской стороной границы Украины при строительстве дамбы в Керченском проливе Украина намерена приостановить свое участие в процессе формирования Единого экономического пространства.
Украина установила на острове погранзаставу. Ранее там был только пограничный пост. Российская сторона заявляла о готовности прекратить строительство, если пограничники буду выведены с острова.
23 октября россияне прекратили строительство дамбы в 100 метрах от украинской границы. Однако позже уже украинские экологи заявили об угрозе экологии в регионе в связи со строительством дамбы.
Украина и Россия продолжают переговоры по вопросу размежевания Азово-Керченской акватории. Очередной раунд переговоров состоится в десятых числах января 2004 года в Москве. Предыдущий раунд прошел 4 декабря в Киеве. Позиция украинской стороны о том, что Азовское море и Керченский пролив должны быть внутренними водами Украины и Российской Федерации, разделенными государственной границей, остается неизменной.
Тем временем в начале декабря министр транспорта Георгий Кирпа сообщил, что президент Украины Леонид Кучма одобрил идею строительства второго судоходного канала в Керченском проливе, который пройдет между островом Коса Тузла и дамбой, построенной российской стороной.
Для строительства нового канала, по словам Кирпы, необходимо прорыть 680-700 метров, сделав глубину на этом участке до 5 метров. "И суда низкой посадки все пойдут сюда, а глубоководные - по Керченскому каналу", - сказал он.
Сам президент Украины Леонид Кучма убежден, что Керчь-Еникальский канал должен остаться во владении Украины. "Я думаю, Россия убедилась, что мы не собираемся вести переговоры по тем вопросам, которые для Украины являются решенными", - подчеркнул Кучма на пресс-конференции в Керчи в октябре.
Керченский пролив соединяет Азовское море с Черным. На западе он ограничен Керченским полуостровом (Украина), на востоке Таманским полуостровом (Россия). Длина Керченского пролива 22 мили, наименьшая ширина около двух миль, однако множество отмелей и других опасностей делают его очень узким и мелководным. Чтобы проливом могли пользоваться большие суда, в 1874 году был прорыт Керчь-Еникальский канал.
Последняя крупная реконструкция канала была произведена в 1970 году. После чего он принял сегодняшние размеры: длина - 18,9 мили, ширина - 120 метров.
Согласно данным морской администрации портов Темрюк и Кавказ на начало этого года, сегодня движение в Керченском проливе осуществляется по двум судоходным путям. Во-первых, по Керчь-Еникальскому каналу, позволяющему проводить суда с осадкой до 8 м. Проводку здесь осуществляет Керченский морской порт, прохождение по другому фарватеру, где проходная осадка - 3,4 м, обеспечивает центр управления движением судов порта Кавказ (Россия).
Ежегодно через пролив проходит более 10 тысяч судов, 60-65% из них составляют российские и иностранные суда, заходящие в российские порты.
По данным министерств транспорта Украины и России, в 2002 году число проведенных по Керченскому проливу судов увеличилось на 93% - до 19241, в том числе по Керчь-Еникальскому каналу - в 2.2 раза, до 13016 судов.