Земельный цугцванг [ Редагувати ]

Вето год закончился, вето год и начался. В самом конце прошлого года Виктор Ющенко наложил вето на бюджет-2007. В самом начале года этого президент ветировал закон о продлении моратория на продажу сельскохозяйственных земель. Как будто и не было в поздравительных речах руководителей страны слов о необходимости прекратить междоусобицы...
Народное богатство - в частную собственность
Мораторий на операции по отчуждению земельных наделов сельскохозяйственного назначения путем их купли-продажи действовал (действует?) в Украине с 1 января 2002 года, когда вступил в силу Земельный кодекс. В 2004-ом данный запрет был продлен до начала 2007 года, и нынешняя Верховная Рада намеревалась продлить его действие еще на год. И продлила: 19 декабря 354 из 436 зарегистрировавшихся в зале депутатов поддержали во втором чтении закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины". Не голосовали за этот законопроект только представители фракции "Наша Украина". Но 3 января Виктор Ющенко вернул закон в парламент со своими предложениями. Президентское вето вызвало резкую реакцию представителей "антикризисной" коалиции, в первую очередь социалистов, для которых продление моратория является принципиальным вопросом.
Очередной конфликт власть имущих сопровождается оживленной дискуссией сторонников и противников запрета на торговлю сельскохозяйственными землями. При этом и те, и другие зачастую обосновывают свою позицию не очень корректными аргументами. Возьмем для начала противников моратория во главе с президентом. Виктор Ющенко и депутаты-"нашеукраинцы" утверждают, что мораторий препятствует организации и нормальному функционированию рынка земли. Но, по большому счету, это не так. В Украине 9 категорий земель, а мораторий наложен только на одну, хоть, возможно, и самую важную - на земли сельхозназначения, и то не на все, а лишь на земли товарного производства. Остальные категории земли продаются давно и свободно. По словам зампредседателя Госкомзема Владимира Жмуцкого, "рынок земли в нашей стране существует с тех пор, как мы начали продавать садовые участки с дачами еще задолго до принятия Земельного Кодекса".
В свою очередь, сторонники моратория указывают, что в Украине до сих пор нет соответствующей правовой базы для торговли сельхозземлей - законов о рынке земли и земельном кадастре. Да, законов нет, но чья в том вина? Ведь еще 25 июля 2006 года Ющенко подписал указ "О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения формирования и регулирования рынка земли и защиты прав владельцев земельных участков", поручив Кабинету министров в четырехмесячный срок обеспечить подготовку и внесение на рассмотрение парламента законопроектов, направленных на создание надлежащих правовых основ формирования и регулирования рынка земли. Сегодня можно констатировать, что очередной указ президента был правительством не выполнен (более того, некоторые эксперты считают, что его выполнение было просто-напросто саботировано). Кроме того, сторонники продления моратория опасаются, что его отмена "может привести к началу организованного уничтожения земель сельскохозяйственного назначения, разгулу спекуляций и мошеннических схем их приобретения ". Может. А может и не привести. Одно несомненно: легализация торговли землями сельскохозяйственного назначения ликвидирует существующий ныне теневой ранок земли и значительно понизит уровень коррупции в данной сфере. Ведь ни для кого не секрет, что заинтересованные лица, "заинтересовав" лица должностные, все равно приобретают желанные гектары.
Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: "Мораторий - это хорошо или мораторий - это плохо?"
Как бы там ни было, на сегодня мораторий уже не действует, однако народные избранники не оставили надежду преодолеть президентское вето. К тому же Кабинет министров призывал местные органы власти не допустить нотариальную регистрацию актов купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения до рассмотрения парламентом ветированного закона о продлении на год моратория на свободный оборот земель. А вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев даже пригрозил, что в противном случае возможны многочисленные судебные разбирательства. Тем не менее, чисто юридически в данный момент сельскохозяйственные земли можно свободно продавать и покупать. И судебные разбирательства грозят скорее правительству, нежели продавцам и покупателям. Потому, что сам институт моратория грубо нарушает конституционное право граждан обладать частной собственностью, ограничивая его. А именно: владея землей, частный собственник ограничен в этом своем праве запретом продать свою собственность. "Если кто-то зарегистрирует договор купли-продажи, то любой цивилизованный суд может признать правомерность сделки, ведь право распоряжаться своим имуществом записано в Конституции. Вся дискуссионность этого вопроса - не более чем политика", - заявил на днях председатель Госкомзема Николай Сидоренко.
Вместе с тем, эксперты сходятся во мнении, что сам факт продления моратория следует считать позитивом, поскольку при отсутствии законодательной базы, регулирующей рыночные отношения в случаях, когда речь идет о сельскохозяйственных землях, отмена моратория приведет к непредвиденным - и не исключено, катастрофическим - последствиям. Однако здесь же кроется и минус - под прикрытием моратория и дальше продолжала бы действовать теневая смена собственников земли. И наоборот - вето президента выводит рынок сельхозземли из "тени", но тут же бросает его на произвол судьбы. Кроме того, неопределенным остается статус земель запаса и резерва, которые однозначно не должны быть проданы.
Что же мы имеем в сухом остатке? Уже давно нужно было сформировать и открыть рынок сельскохозяйственной земли - но до сих пор в Украине нет необходимых для этого законов. Уже давно пора было разрешить свободную торговлю землей - но до сих пор нет никакой гарантии, что торговля эта будет проходить по законам рынка, а не по законам "дикого капитализма". Верховная Рада уже как пять лет ограничивает население всей страны в его конституционных правах - но последствия наделения граждан этими правами совершенно непредсказуемы. Сегодня вокруг моратория на куплю-продажу сельскохозяйственной земли сложилась ситуация цугцванга - в шахматах так называют положение на игровой доске, при котором любой ход ведет к ухудшению собственной позиции. В таких условиях никто не решится сказать, что мораторий - это хорошо или что вето - это плохо.