В иракском конфликте Турция вела себя по-европейски [ Редагувати ]

Вопреки ожиданиям, Турция во время иракской войны лишь очень ограниченно сотрудничала с США. Американским войскам не разрешили использовать территорию страны для продвижения в Ирак. Так как на военную акцию не было международного мандата ООН, Турция не поддержала вторжение США и союзников. Тем самым, эта страна, стремящаяся вступить в ЕС, продемонстрировала свою европейскую ориентацию.
Нового геостратегического позиционирования Турции после иракской войны не произошло, да оно и не представляется необходимым. Единственная исламская страна в НАТО, имеющая также амбиции вступить в ЕС, будет и дальше продолжать балансировать между Европой, США и нестабильными соседями по региону. Однако европейцы должны признать: Турция не поддалась на предложение США предоставить ей 30 миллиардов долларов в качестве экономической помощи в обмен на безоговорочную поддержку войны против Багдада. Так и не был создан Северный фронт, который по планам должен был состоять из 62.000 американских солдат, начавших бы военные действия против Ирака с турецкой территории. При этом под прикрытием американских войск турецкой армии легко было бы самой перейти границу и установить контроль над курдскими областями Ирака, взять совместно с американцами под свой контроль нефтяные месторождения.
"Европейское" поведение должно быть оценено
ЕС должен признать, что кандидат на вступление в союз вел себя по-европейски: поход на Ирак без согласия на то Организации Объединенных Наций Турцией поддержан не был. Последующие небольшие коррективы этой позиции служили исключительно гуманитарным целям - таким как поисковые и спасательные работы или подготовка к приему возможного потока беженцев.
Было бы желательно, чтобы ЕС, исходя из подобного положения вещей, решительнее поддержал стремление Турции войти в Евросоюз. Ассоциативный совет, правда, призвал Турцию продолжать процесс реформ, несмотря на сложное развитие мировых событий. Но силы в Турции, ориентирующиеся на Европу, требуют большей поддержки, если они хотят увеличить свое, как свидетельствуют опросы общественного мнения, совсем небольшое преимущество над противниками европейского объединения, или, хотя бы сохранить свои позиции. При этом надо учитывать, что Турция по своим культурным и историческим основам является частью Европы - и здесь уже ничего нельзя изменить.
Понять опасения
Усиление обоюдного доверия может произойти, если европейцы выкажут свое понимание опасениям Турции в отношении создания курдского государства на севере Ирака. Продолжающиеся до сих пор бесплодные разговоры между различными оппозиционными группами показывают, как трудно создать стабильное послевоенное устройство в Ираке, а соответственно - и в непосредственной близости от Турции. Именно курдские группы в Северном Ираке до недавнего времени ожесточенно воевали друг с другом.
Анкара опасается раскола Ирака, что может повести за собой резкое возрастание нестабильности во всем регионе. Еще фатальнее были бы последствия, если США когда-нибудь, как опасаются некоторые, предпримут военные действия против Сирии или Ирана. Турция сама "традиционно" имеет, скорее, напряженные отношения с Сирией, да и контакты с Ираном в прошлом часто были не совсем простыми. Однако в новой войне Анкара не заинтересована. Турции нужно стабильное и мирное окружение.
Турции нужна поддержка
Во времена "холодной войны" Турция была форпостом НАТО на юго-восточном фланге. Она, единственная из стран альянса, имела непосредственную границу с Советским Союзом. СССР уже канул в лету, однако, региональное окружение не стало безопаснее. Турция находится по соседству с государствами, которые Вашингтон вновь и вновь клеймит как "страны-изгои".
Европейский союз может помочь Турции в этой сложной ситуации. Необходимы четкие сигналы, что Турция, в самом деле, может стать членом ЕС и не будет отторгнута в силу религиозных и культурных соображений. Демократия, права человека и экономическое развитие - вот те европейские ценности, на которые должна продолжать ориентироваться Турция. Но эти ценности могут быть вытеснены на задний план, если ЕС оставит Турцию в трудной ситуации, и она будет вынуждена ориентироваться на американский милитаристский курс. Конечно, это не может быть ни в интересах Анкары, ни Европейского союза.