Передавший СССР ядерные секреты Клаус Фукс сам признал свою вину [ Редагувати ]

Британский шпион Клаус Фукс, передавший после второй мировой войны советским спецслужбам важные данные, которые помогли Советскому Союзу создать свою атомную бомбу, и поимка которого считалась одним из крупнейших достижений британской контрразведки MI5, сдал себя сам.
Согласно документам, обнародованным на этой неделе по истечении срока давности, данные о наличии в британском исследовательском центра Харвелл советского шпиона поступили от американского ФБР в рамках операции "Венона", которая была столь секретной, что о ней не знало даже ЦРУ.
Британские разведчики в течение четырех месяцев следили за выходцем из Германии Фуксом, который после войны работал сначала в Лос-Аламосе в США, а затем перебрался в Великобританию, однако ни слежка, ни три проведенных допроса, не принесли никаких доказательств его вины.
Не имея доказательств, собранных MI5, британцы не могли обвинить ученого ни в чем, поскольку раскрывать источник своей информации в суде не имели права.
Глава MI5 Перси Силлитоу даже написал ответственному за ядерные исследования министру британского правительства письмо, в котором просил уволить Фукса из Харвеллского центра, ссылаясь на то, что посадить за решетку его не удастся, а он, вместе с тем, представляет угрозу национальной безопасности Великобритании.
Однако через четыре дня после этого письма Фукс сам позвонил офицеру контрразведки и пригласил его на обед для "долгого спокойного разговора". Перед обедом Фукс сказал, что MI5 никогда не удастся убедить его заговорить, однако сразу после обеда Фукс вдруг эмоционально сознался в шпионаже, заявив, что не может больше переносить предательство своих друзей по лаборатории.
Как офицеру контрразведки удалось убедить его признаться, не сообщается. Сам Фукс, осужденный на 14 лет, впоследствии описывал свою жизнь ученого-шпиона как "контролируемую шизофрению".
Его признание стало большим достижением британских спецслужб. Как заметил эксперт Кембриджского университета Кристофер Эндрю, их американским коллегам, использовавшим гораздо более жесткие методы, так и не удалось добиться признания от другого шпиона, информация о котором также была получено в ходе операции "Венона".
Эндрю полагает, что мягкий подход британских спецслужб был заранее спланирован. Обнародованные документы на этот счет ничего не сообщают.