Украинские горные чудо-вездеходы из подручных средств [ Редагувати ]
Народный умелец из села Бабина сконструировал практически вездеход - это что-то среднее между грузовиком и трактором. Мастер говорит, что изобретателем стал от безысходности. В некоторых селах Старосамборского района, где он живет, из-за отсутствия дорог можно передвигаться только на таких авто. Как они работают, видела София Гордиенко.
София Гордиенко, корреспондент:
- Это чудо технической мысли даже классифицировать нелегко: не то самодвижущаяся телега, не то внедорожник - кабриолет. Одно известно точно - в горах Старосамборского района это лучшее средство передвижения.
Посмотрите, Шура, что можно сделать из обычной швейной машинки Зингера. Вот приспособление здесь и получилась отличная колхозная сноповязалка.
Сварщик и кузнец Николай Луцевич, как и герои известного произведения Ильфа и Петрова, 30 лет назад ударил техническим креативом по бездорожью. Из подручных материалов - собрал полноприводный грузовик.
Николай Луцевич, изобретатель:
- Ходова частина то є від 66 машини, мотор дизельний Т-40, коробка зіловська. Кожух сам доробляв, бо то так немає щоб поставити на місце і прикріпити.
Проходимости этой супер-машины могут позавидовать современные внедорожники. И это главный ее плюс, ведь по горным размытым дорогам - ни пройти, ни проехать. Создавать чудо-технику изобретатель помогает и соседям. Отделка салона у каждой машины - эксклюзив. А вот детали, сборка и название - одинаковые. В селе - их именуют не иначе как - дыга. Происхождение слова становится понятной, как только изобретатель заводит мотор.
Эту машину можно увидеть чуть ли в каждом дворе. Правда у дыги есть недостаток - отсутствие какой бы то ни было технической документации. А значит, на трассу "самоходкам" путь заказан. Правда, здесь - говорят жители - сотрудники ГАИ - нечастые гости.
Иван, житель села Бабино:
- Та в нас тут рідко їздють. Але на асфальт ми не їдемо. Боїмося. Чого боїтеся? Та шоб даїшники не їмили, як злапают то штрафуют, чи заберут на штрафпрощадку.
Сотрудники ГАИ признаются - для них самодельные железные кони - настоящая головная боль.
Виталий Шпак, Инспектор ДПС УГАИ Старосамборского района:
- Того року 9 чоловік керували в стані алкогольного сп'янінння на таких саморобних. Тобто, вони не пройшли техогляду, а ще й водій позволяє собі керувати в нетверезому стані.
Сомнение у ГАИшников - вызывает и безопасность машин, которые довольно часто переворачиваются на крутых горных дорогах. Николай Луцевич говорит, что может и отказался бы от трактора-грузовика и пересел на обычную малолитражку. Если бы в селе сделали дорогу. Но асфальта здесь нет уже лет 30-т, а значит альтернативы Дыге - тоже нет.
София Гордиенко, Юрий Голубинка, "Подробности", телеканал "Интер"