Блокпосты закрывают глаза на контрабанду гранатометов из Донбасса [ Редагувати ]

Еще один урок Мукачевских событий. Когда по улицам городка ездили джипы, из багажников которых выглядывали пулеметы - их ведь все видели. Но только сейчас словно прозрели.
Если об этом не говорить, такие же джипы и такое же оружие и в других местах увидят только, когда прольется кровь.
Ведь с фронта не только стволы, но и гранатометы вывезти проще простого. Мы сами в этом убедились, проведя эксперимент.
Как это оружие увозят с фронта? Кто это делает? И кто должен с этим бороться? Наш военкор Роман Бочкала расскажет об этом.
За время войны на востоке Украины по всей стране появились тысячи, если не десятки тысяч единиц оружия. Причем не только стрелкового, даже гранатометы есть. Это можно было увидеть и в Закарпатье.
Как это оружие увозят с фронта? Кто это делает? И кто должен с этим бороться? Выяснял Роман Бочкала.
Передовая в окрестностях Мариуполя. Заручившись помощью волонтеров, проводим смелый эксперимент. Удастся ли нам вывезти оружие из зоны АТО?
Тубус мы положим под сидение. Это мы будем делать вот таким образом. Еще у нас и крупнокалиберные патроны. Патроны мы будем раскладывать в разные места. Некоторые мы положим в бардачок. И парочку разбросаем хаотично под коврик.
Наша цель - проверить проверяющих. Машина буквально нашпигована оружием. Найдут ли его на блокпостах?
"Это выезд в сторону Бердянска и Запорожья. И вот мы сейчас будем пытаться это провезти", - рассказал волонтер Марк.
Мы готовы честно сдать боеприпасы и сознаться в том, что проводим расследование, если у нас обнаружат арсенал.
"При выезде из Мариуполя 5 блокпостов. Достаточно большое количество. И я считаю, что должны быть достойные проверки", - рассказал волонтер Марк.
"Посмотрите - вот эта бетонная конструкция, ей более 1,5 лет. Это еще период Майдана, Революции Достоинства. Он оборудован довольно примитивно.
Необходимо защитить людей от дождя, от ветра и, если надо будет, действительно уже выполнять непосредственно функцию защиты, принимать бой. Так он должен выдержать, хотя бы стрелковое оружие", - рассказывает военнослужащий.
Боец с позывным "Немирный" уверяет: никакого оружия на этом посту нет.
"Это так сказать блокпост, но его функция сейчас, если можно так сказать номинальная. Отметить наше присутствие, что мы держим руки на пульсе и контролируем движение транспорта на въезде именно в столицу", - рассказывает боец с позывным "Немирный".
По словам бойцов "Правого сектора", с оружием у них строго.
"Все оружие, которое у нас есть, она трофейную. Она находится на строгом учете. Наше оружие находится на складе. У нас есть оружейная, есть люди, которые за это отвечают, контролируют выдачу ее, и говорить о том, что у нас любой может взять оружие и поехать с ней в мирные регионы, это было бы неправдой ", - уверяет пресс-секретарь ДУК ПС Алексей Бык.
А мы тем временем подъезжаем к первому блокпосту. Когда Мариуполь только освободили, здесь поставили блокпосты.
Проверки были серьезные - смотрели бардачки, просили выходить из машины. Но на данный момент проверки стали намного хуже, по той причине, что многим просто лень.
Снимать на блокпостах строго запрещено. Но поверьте на слово, но блокпост мы миновали без проблем.
У нас проверили документы. У меня даже не проверили, просто не взяли в руки. И ничего не проверяя, просто пропустили, как и человека, который был на микроавтобусе, который мог провезти в несколько раз больше чем мы.
Андрей Янченко до недавнего времени командовал 25-м батальоном "Киевская Русь". Демобилизовался и теперь рассказывает то, о чем большинство военных молчат.
- Когда еще в Дебальцево мы были в первую кампанию, я тогда еще командованию показывал порядка 8 дорог в проезд мимо всех блокпостов по самому Дебальцево. Фуры проходили, пока мы их не начали там останавливать. Все что угодно.
А какое оружие можно вывезти?
- Любое стрелковое оружие, боеприпасы можно.
- А гранатомет?
- Да можно. В принципе не проблема.
Проверки на блокпостах, по словам Янченко, зачастую вообще не проводятся.
"Сам не раз делал замечание на блокпостах о том, что просто не проверяется машина. То есть я еду, да, военные, но меня пропускают. Хорошо, я военный, но я могу что-то провезти", - рассказывает Андрей Янченко.
А у нас впереди очередной пост. На нем стоит милиция. Уровень серьезности таковой, что вы можете даже проезжать и снимать его. То бишь никакой. Там даже иногда не выходят смотреть.
Но неожиданно нас решили проверить. Проверили, но ничего не нашли.
Нас остановили, и проверка была чуть получше. Мы представили свои документы. И нас попросили открыть багажник. В багажнике под поддоном у нас лежали предполагаемые боеприпасы.
На вопрос, есть ли у нас запрещенные предметы, мы ответили, что нет. После просмотра сотрудник патрульной службы попросил поднять поддон, но он не выявил боеприпасы, хотя они лежали на самом видном месте.
Автоматы, гранатометы, винтовки, ручные гранаты, пистолеты, боекомплект. Все фотографии свежие. Ведь почти каждый день Служба безопасности и милиция находят все новые незаконные арсеналы.
Вот география этой недели. Павлоград, Ирпень, Сумы, Авдеевка, Артемовск, Счастье. И это только самые крупные партии.
В Павлограде злоумышленники пытались провезти оружие и патроны в обычной легковой машине. И провезли бы. Но сотрудников ГАИ смутило то, что автомобиль без номерных знаков.
А эту оружейную обнаружили в доме бывшего сотрудника Луганской обладминистрации в Счастье. Находки удивили даже опытных оперативников: 4 зенитно-ракетных комплекса "Игла", крупнокалиберные пулеметы, 400 гранат, 36 мин и 25 реактивных гранатометов. Можно вооружить целую роту.
Количество нелегального оружия приобретает поистине угрожающе, считают эксперты.
"К концу 2013 года количество увеличилось в 4 миллиона. И по нашим подсчетам примерно 500-700 тысяч нелегальных стволов заехали с зоны АТО. Причем мы не можем четко определить, сколько въехало гранатометов, гранат и взрывчатки, это вообще невозможно сосчитать", - объясняет глава наблюдательного сонета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин.
Цены на черном рынке очень упали. И теперь купить пистолет можно не дороже, чем пообедать в кафе.
"ПМ в зоне АТО могут продать за 300-400 гривен. Нелегальный рынок предложит автомат Калашникова за 100-200 долларов", - рассказывает глава наблюдательного сонета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин.
И вот мы в Запорожской области. Гранатомет никто не нашел. Разумеется, он отстреляный, мы не собирались нарушать закон. Но внешне ничем не отличается от боевого. Но суть в том, что его можно было вывезти и нас не проверяли.
То есть мы могли спокойно стать, где-нибудь в Запорожье возле мирного населения, встать, взвести и просто выстрелить. Вывод в том, что из зоны АТО можно спокойно вывезти боеприпасы, которые потом спокойно использовать против мирного населения.
Вот все гильзы. Они выстрелянные. Но суть в том, что мы смогли их провезти. Их никто не заметил.
Роман Бочкала, Вячеслав Фролов и Ирина Дьяченко, Подробности недели, телеканал "Интер".