Кража в Нидерландах: картины могут уничтожить в Украине [ Редагувати ]
Скандал, от которого зависит репутация Украины в Европе. Голландские картины. 24 работы 17 века. Похищены в Голландии десять лет назад и... Это единственное, что точно известно. А дальше - одни вопросы.
Непонятно, как полотна оказались в Украине. У кого они были все эти годы? И кто теперь их нашел на Донбассе? И, главное, когда картины могут вернуться в Голландию? Наши корреспонденты искали ответы на все эти вопросы.
"Похищение века" или грандиозная афера? Криминальная история или шпионская спецоперация? Извечное украинское разгильдяйство или коварный умысел? В скандальной истории с краденными голландскими картинами множество версий, десятки предположений, а еще противоречивые заявления, которые мы услышали и в Украине и в самой Голландии.
Хорн - спокойный провинциальный городок, где пьяная драка - уже серьезное преступление. Известен он разве что своим заливом, похожим на рог, рыбной кухней - как-никак порт рядом - а теперь еще и ограблением, о котором здесь до сих пор судачат.
"Это был шок! 24 картины просто исчезли. Об этом говорили все. Здесь потом оставили лишь рамы в знак протеста и с надеждой, что полотна когда-нибудь вернутся".
Музей Фрисландии - лабиринт из четырех домов соединенных вместе. План грабителей был прост. Под конец рабочего дня один из преступников скрылся в подсобке. И, когда, все сотрудники разошлись по домам - отключил сигнализацию и запустил в здание подельников.
" Увы, у них было много времени. А потому они вынули картины из рам, спокойно свернули полотна и унесли".
В чем точно уверены следователи и сотрудники - грабители были "свои", не иностранцы. Они знали что, где, и как расположено, значит бывали здесь не раз, а любого посетителя с акцентом, вахтеры бы заметили и запомнили. "Кому-то из толстосумов приглянулись наши полотна", - уверены местные жители.
Вряд ли это был заказ, уверены в Украине. Почерк не тот. Профи так не работают, уверена искусствовед Елена Живкова, которая занимается поиском картин, украденных из отечественных музеев. Она видела голландскую коллекцию незадолго до похищения. И уверена: воры взяли лишь то, до чего смогли дотянуться.
"Я не могу сказать, что это самые ценные работы из музея, которые похитили. Очевидно, грабители не были очень осведомлены в ценностях работы и брали первое, что попалось", - предполагает заместитель директора Национального музея исскуств им. Богдана и Варвары Ханенков Елена Живкова.
О картинах ничего не слышали 1 лет! До этого лета, когда из голландского посольства - и сами не особо в это веря - позвонили в музей. Мол, появился человек, который может помочь вернуть утраченное достояние городка. В качестве доказательства прислали фото - украденная картина со свежей украинской газетой.
Коллекцию якобы обнаружили на Донбассе. В доме одного из чиновников из окружения Януковича. По одной из версий он расположен в Песках, по другой - в районе Спартака, на самой линии фронта. Когда в особняк вошли, то и увидели картины, ни ценности ни происхождения которых тогда никто и не знал.
В Хорне звонок из посольства вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Срочно наняли местную знаменитость - Артура Бранда - охотника за сокровищами, прославившегося поисками реликвий Третьего рейха.
Именно он помог немецкой полиции найти знаменитых "Шагающих коней" - из рейхканцелярии Гитлера. Украинский след Бранд взял с энтузиазмом, поехал в Киев, чтобы попробовать выкупить картины.
"Я знал, что это будет трудно. Ведь те, у кого сейчас картины, думали, что коллекция стоит 50 миллионов. И хотели 10 процентов от этой суммы", - говорит арт-эксперт Артур Бранд.
В Киеве Бранд встретился с тем, кто вышел на голландское посольство. Вот этим человеком - Борисом Гуменюком, бывшим офицером батальона "ОУН". А вот что было дальше - версии разнятся.
Бранд уверяет: Гуменюк представлял тех, у кого сейчас картины. И даже торговался. Но в цене не сошлись.
"Он спросил: сколько вы можете мне дать. Я сказал: 50 тысяч. И тогда он сказал: мои люди не согласятся на это. Вы можете понять, что они ожидали больше. Он хотел отдать нам картины, мы не смогли предложить достаточно денег. И он больше никогда с нами не связался", - утверждает Артур Бранд.
А в Киеве сам Гуменюк все отрицает. Говорит: полотен в глаза не видел, у кого они - не знал. И просто хотел помочь. Поэтому и впутался в эту историю.
"У меня нет двусторонней коммуникации с этими людьми, я никогда не видел этих людей, и никогда не видел картин. Я - Борис Гуменюк - не имею в этом никакой материальной заинтересованности и не претендую ни на один цент вознаграждения. И эту информацию знала куча народа, но никто, никоим образом этой информацией не пользовался", - уверяет бывший офицер батальона "ОУН" Борис Гуменюк.
Бранд провел в Украине еще несколько недель. Искал следы, встречался с осведомителями. Но так и уехал с пустыми руками. Не получив полотен, музей обратился в Интерпол, сообщив им все, что удалось узнать Бранду. А когда за три месяца и это не помогло, в Хорне решили, что пора перестать молчать.
"Мы это сделали чтобы все узнали, что 24 картины - ворованные и никто их не мог их купить, потому что краденное приобретать опасно", - утверждает Бургомистр города Хоорн Ивонна ван Мастрихт.
Такая срочность была вызвана только одним - картины якобы начали предлагать на черном рынке.
"Мы получали информацию из разных уголков Украины, что наши картины пытались продать и криминальным элементам и частным коллекционерам. У нас есть все имена. Мы их передали украинским властям", - говорит Бранд.
С этого и начался самый громкий скандал недели. В котором теперь и заговор, и политику, и черный пиар увидели. Огласка вроде бы сыграла на руку голландцам. Силовики зашевелились, обещая расследовать, найти, вернуть. Но время играет против. Пока все скандалят, картины могут просто "не дожить" до возвращения домой.
"На фотографии - полотно голландского художника "Крестьянская свадьба" вырезана или снята с подрамника. Наверняка при снятии там образовались заломы и трещины. В каком состоянии полотно сейчас - непонятно. Эти картины могут физически погибнуть", - утверждает Елена Живкова.
А в музее все еще надеются на чудо. Директор обещает: если картины вернут, он лично закатит в честь украинцев пир и в зале, где сегодня висят лишь рамки повесит все находки и украинский флаг.