Дом плачущей вдовы и замок с привидениями: самые мистические здания Киева [ Редагувати ]
1 июля отмечается День архитектуры Украины. Но чем славны здания Киева? Не только своими прекрасными строительными формами, но и историями, с ними связанными. Поэтому ко Дню архитектуры мне захотелось вспомнить самые необычные строения столицы, окутанные мистическими тайнами.
Замок Ричарда Львиное Сердце
Конечно, самый знаменитый мистический дом Киева - это Замок Ричарда на Андреевском спуске, у подножия горы Воздыхальницы.
И хотя многие считают его старинным, в действительности этому дому всего сто с небольшим лет. Первые мифы о нем опубликовал писатель Виктор Некрасов. И узаконил название Замок Ричарда Львиное сердце. Киевляне ошибочно приписывали авторство проекта известному архитектору Владиславу Городецкому, ведь по очертаниям дом подходит под его стиль: здание украшено готическими рельефами, острыми шпилями, башнями. Но на самом деле, этот проект был попросту украден застройщиком и повторял фасад жилого дома Министерства внутренних дел в Петербурге. Поэтому строили дом тайно, коррумпируя взятками местное начальство. Так что еще с рождения замок уже был вне закона.
Существуют три версии, как появилось название - Замок Ричарда. Первая легенда связана с самим Ричардом Львиное сердце. Известно, что возвращаясь из Святой земли в Британию, сэр Ричард попал в австрийский плен: его корабль разбился, и он оказался в Вене, правитель которой Леопольд Австрийский был его ярым врагом еще со времен завоевания Акры. Поэтому Леопольд передал пленного в руки германского императора, а тот тайно заключил Ричарда в замок. Никто из близких долгое время не знал о месте пребывании короля: ни его друзья-трубадуры, ни мать. Родные и друзья разыскивали его по всем местам до тех пор, пока один из трубадуров во время путешествия по Эльзасу не услышал песню, доносившуюся из замка на высокой скале. Он сразу узнал мелодию, которую когда-то сочинил вместе с Ричардом. Так был найден знаменитый король трубадуров.
Благодаря этой истории и могла возникнут легенда, связавшая киевский дом с замком Ричарда. Ведь он построен в неоанглийском стиле инженером Краусом. Его первым застройщиком был Дмитрий Орлов, который задумал особняк, как доходный дом. Но в 1911 году Орлова застрелили, а его вдова оказалась не в состоянии оплачивать дальнейшие расходы и продала недвижимость. Новые владельцы тоже решили сдавать комнаты квартирантам. И вот тут появилась легенда о том, что это дом с привидениями. Из его стен постоянно доносились странные звуки: кто-то стонал, пел, плакал, особенно в ветреную погоду. Так, вся улица слышала завывания привидений. Рассказывают, что ночами тут ходила женщина в белом, и даже сам король Ричард.
Но среди жильцов дома был профессор Киевской духовной академии Стефан Голубев. Именно ему приписывают историю раскрытия тайны ужасных звуков. Когда Голубев вскрыл дымоход своей квартиры, то обнаружил там яичную скорлупу, отверстия которой и создавали акустический эффект, принимаемый за стоны привидений. Также сохранились сведения, что во время реконструкции здания, после того как жильцы отсюда съехали из-за его дурной репутации, обнаружили встроенные в стены горлышки бутылок, создававшие эффект завывания. Так строители, недовольные оплатой, изощренно отомстили заказчику за его жадность.
И хотя тайну разгадали, о доме уже сложилась дурная слава. По ночам тут слышали шаги и плачь детей, привидения бродили уже толпами, и создавалось впечатление, что Замок Ричарда просто переполнен нечистой силой. Дом продавали и перепродавали. Но ни одни хозяева не могли задержаться в нем надолго.
Новая история здания также не очень веселая. При советской власти его переоборудовали в коммуналку, где в пафосных коридорах стояли керосинки, а в туалет находился на улице. В 90-тые появилась идея создать тут гостиницу для туристов. Но применение удивительному дому так и не нашли, и он пустует до сих пор. Видимо, привидения поселились здесь прочно и надолго, не впуская в места своего обитания живых людей.
Дом с тринадцатью окнами
Мало кто сегодня, проходя через Майдан Незалежности, знает, что пересекает одно из самых таинственных мест столицы. Ведь городской квартал от Думской площади (сегодня Майдан Незалежности) до улицы Прорезной издавна имел дурную славу. Его тротуар облюбовали для своего вечернего променада местные проститутки. Именно здесь они пытались найти самых состоятельных клиентов, дефилируя мимо "Гранд-отеля" и ярких витрин кондитерской "Жорж". Но место явно было проклято. Здесь на почтовой станции (сейчас тут находится здание по адресу Крещатик, 26) во время грозы в 1839 году утонули люди и лошади. А соседний дом по номером 22 был известен своими загадочными аномальными явлениями.
Так в 1902 году его хозяйка мадам Дьякова переполошила соседей заявлениями, что в комнатах самопроизвольно передвигается мебель, летают одеяла и подушки. Даже вызвали полицейских. А те только развели руками. Найти и наказать хулиганов они не могли. Но жить мадам Дьякова там уже побоялась. Жилище опечатали, а Киев еще долгие годы обсуждал эту историю. О ней не раз писали газеты, ведь из-за необъяснимого происшествия дом наглухо опечатали и больше там никто не жил. Писали, что Корней Чуковский именно в Киеве вдохновился образами очумевшей мебели, сочиняя своего "Мойдодыра".
То, что дом явно не предназначался для живых обитателей, говорит и тот факт, что он одним из первых был разрушен в годы Второй мировой войны. Когда после победы восстанавливали Крещатик, на его месте построили здание Главпочтамта. И снова мистика: его фасад украшали 13 окон. Зловещее число стало тут действительно роковым: 2 августа 1989 года портик Главпочтамта, украшенный тринадцатью гранитными колоннами, рухнул на головы людей, находившихся внизу. Своей массой он раздавил насмерть 13 человек. Будто потребовал страшную дань за право пользоваться Майданом Незалежности.
Впрочем, после Революции Достоинства это снова очень печальное место, и все городские празднества, которые традиционно проводились возле Главпочтамта, перенесены на Софийскую площадь столицы.
Дом купца Сулимы
Крутой подъем с улицы Лютеранской на Банковую тоже полон мистики. Когда начинает темнеть, здесь иногда ходить жутко. А самый знаменитый в этом месте - дом купца Сулимы, стоит на Лютеранской, 16. Это был один из первых дворцов Киева. Автор проекта- киевский зодчий Станзани. Для своего нового творения он избрал стиль классицизм. Здание с шестиколонным портиком, увенчанное куполом и украшенное скульптурами, поражало современников своим величием и красотой.
Однако его строительство, начатое в 1835 году, проходило на удивление медленно. Словно кто-то мешал этому чуду тогдашней архитектуры воцариться над Крещатиком. Неожиданно погиб его заказчик купец Сулима. Поговаривали, что он был попросту убит. А виной всему - злые духи и нечистая сила, поселившиеся в том месте. Киевляне передавали друг другу жуткие истории о том, как в ночное время по комнатам незаконченной постройки расхаживают белые полупрозрачные фигуры и раздаются жуткие вой и смех. А на головы тех, кто вечером осмеливался пройтись рядом с домом, падали куски цемента и камни.
Лишь только в 1859 году дом Сулимы все же достроли, но радовал своих владельцев он недолго. Через десять лет сгорел дотла. Его попытались восстановить, но былой красоты и величия достичь уже не удалось. Мало того - в доме поселилось привидение купца Сулимы, который не мог мирно упокоиться после того, как его супруга во второй раз вышла замуж, не погоревав положенного срока. После этого жильцов усадьбы и начал пугать призрак Акима Сулимы, оскорбленного поведением своей ветреной жены. Но и с ее кончиной мистика не исчезла. Здание на Лютеранской стало приютом для бедных киевлян, и купец пугал новых своих "наследников".
Сейчас в здании находятся офисы и магазины. Но и у них, судя по всему, дела идут не очень хорошо. Потому что надолго тут мало кто задерживается. Видимо, не могут найти общий язык с духом потомка славных украинских гетманов Акимом Сулимой.
Дом плачущей вдовы
Еще один мистический дом находится на Лютеранской, 23.
В 1905 году полтавский купец Аршавский на этой улице купил одноэтажный деревянный особняк у подпоручика Льва Гербаневского. Но ему старое жилье не понравилось и он решил заказать проект нового дома, более престижного, киевскому архитектору Эдуарду Брадтману. И в 1907 на Лютеранской появился уже двухэтажный особняк в стиле раннего модерна. Сегодня это один из архитектурных шедевров столицы. Купец второй этаж дома сдавал, а жил с семьей на первом. Но ему тут явно было не комфортно, так как в 1913 он его продал купцу Тевье Апштейну.
Возможно, разгадка этого события в большом каменном барельефе, установленном на фронтоне парадного фасада. Это каменное лицо женщины, прозванной плачущей вдовой. Это изваяние породило новые легенды.
Киевляне упорно приписывали возведение Дома плачущей вдовы Владиславу Городецкому: якобы он его посвятил своей сестре, не имевшей личного счастья. Согласно другой версии - в особняке когда-то прятались от молвы влюбленные капитан и герцогиня. Но произошло несчастье - возлюбленный и дети герцогини погибли во время шторма в море. Тогда печальное лицо красавицы и появилось на барельефе. В непогоду по ее каменным щекам стекают дождевые капли и остаются характерные темные следы. А звуки ее плача до сих слышны в доме по ночам.
А вот искусствоведы отмечают замысловатые архитектурные формы здания, которые являются прекрасными образцами стиля модерн. Полюбоваться этой чудесной архитектурой сюда приходят и туристы, и жители столицы.
Зеленый театр
Зеленый театр, конечно, сегодня уже не тот, каким был раньше. Но мистическим местом он все же останется навсегда благодаря своей истории. В середине XIX века во время укрепления стен Печерской крепости, Провалье (а именно так в старину называли участок, где сейчас находятся развалины Зеленого театра) было решено перекрыть двумя стенами, которые напоминали крепостные сооружения. Верхняя подпорная стена была построена добротно, в лучших традициях фортификационной инженерной науки. Нижняя повторяла внешний вид верхней и дополнительно закрывала проходы к Цепному мосту, охраняя таким образом Подольские Никольские ворота. Через обе стены был проложен подземный ход, соединявший арсенальские мастерские и водокачку на берегу Днепра. В этих подземельях находились чугунные водопроводные трубы.
Вскоре это место стало пристанищем киевских преступников, которые прятали там трупы убитых ими людей. Из-за этого и приобрело дурную славу. Но 1949 год стал переломным в истории Провалья. Было принято решение здесь построить Зеленый театр. Зрители смотрели тут трофейные кинофильмы, позже стали выступать музыканты. Но 20 лет спустя театр неожиданно сгорел от удара молнии. Его вновь восстановили, но место утратило любовь публики.
Только диггеры и авантюристы не переставали искать тут сокровища. Ведь немало легенд рассказывало о подземных ходах, простиравшихся от театра аж до Чернигова. Говорили и о спрятанной там казне бандитов. Однако те, кто осмеливался искать там золото, исчезали бесследно. Гиблое место, одним словом!
А вот экстрасенсы и биоэнергетики обнаружили под Зеленым театром подземные катакомбы, глубиной в несколько подземных этажей. Якобы они были заложены еще в 1161 году и служили подземными коммуникациями. Также рассказывают, что на Зеленом театре лежит проклятие - все, что здесь будет построено, вскоре сгорит при пожаре. Так что отстраивать это место, уверяют экстрасенсы, нет смысла.
Поговаривают и о том, что под сценой театра в глубокой расщелине живет мистический Хозяин этого места. И теперь каждый при входе в его зону обитания должен оставить подарок - то ли монету, то ли конфету. И многие посетители Провалья даже божатся, что видели этого Хозяина, а кое-кто и советовался с ним о своем будущем.
Впрочем, и сами руины Зеленого театра умеют говорить: в полночь из подземелий раздается крик "Ура!", и это явление, называемое родосским чудом, даже изучают ученые. Киевские исследователи предполагают, что так звучат законсервированные в подземельях звуки битвы, проходившей под Киевом в XV-XVII веках.