"По-турецки" у ворот ЕС [ Редагувати ]

В ночь на вторник, 4 октября, в Люксембурге был дан старт переговорам о вступлении Турции в Европейский Союз. "Турецкий путь" в Европу был весьма нелегким - Анкаре пришлось ждать почти полвека, а точнее долгих 42 года. В свою очередь, на протяжении последнего десятилетия эксперты убеждали: если турков таки пустят в ЕС, Украину европейцы уж точно примут с распростертыми объятиями.
Опыт Турции - это самая длительная и трудная история движения к членству в ЕС. Еще в далеком 1963-м европейцы прописали "перспективу такого членства" в Анкарском договоре. (Правда, за 11 лет (!) до этого знаменательного события - в 1954-м - Турция предусмотрительно присоединилась к НАТО). Именно этот Анкарский договор и есть так называемое "соглашение об ассоциации", вариант подписании которого периодически, но безрезультатно, обговаривается на саммитах Украина-ЕС. Далее, турки оказались весьма терпеливы и согласились на подписание Договора о таможенном союзе с Евросоюзом, что стало еще одним шагом на пути в Европу. Украина же "нехотя соглашается" на предложенный формат соглашения "Расширенная Европа: новое соседство" - ЕС разрешает Украине сотрудничество во всех сферах, кроме "участия в принятии политических решениях". В свою очередь, турки продолжали искать место под флагом ЕС и в 1987-м официально подали заявку на членство.
В конце ХХ-го века старания Анкары все же увенчались успехом (правда, промежуточным) - на саммите ЕС в Хельсинки в конце 1999 года Турция была признана кандидатом на вступление в Евросоюз, однако дата начала переговоров не была определена - вплоть до сегодняшнего дня.
А "старая Европа" все это время заявляла, что туркам в ЕС не место. Демонстрацией такого подхода можно считать, в частности, известное заявление экс-президента Франции Валери Жискар д'Эстена о том, что это будет означать "конец Европы". Туркам постоянно напоминали на несоответствие "копенгагенским критериям" (демократическое устройство, верховенство права, конкурентоспособная рыночная экономика, свободная пресса) - фактически, к туркам у европейцев были те же претензии, что и сегодня к Украине. Весьма субъективные условия, однако...
Были у Евросоюза и другие, более конкретные претензии к Турции: курды и Кипр. Факт притеснения национального меньшинства, в случае необходимости может быть использован Евросоюзом как аргумент отказа Украине в предоставлении полноправного членства - ведь проблема крымских татар пока в латентном состоянии.
Вторая проблема, которую Турции необходимо решить, связана с вопросом Северного Кипра. Некоторые эксперты говорят, что (в меньшей степени, конечно) ЕС может воспользоваться подобным "механизмом проволочек", указывая Украине на нерешенность территориального спора с Румынией по поводу Змеиного. Политологи считают, во избежание взрыва Турция должна согласиться на воссоединение Кипра, отказавшись от части его северной территории, и вывести оттуда значительную часть своих войск. Затем - дать возможность Северному и Южному Кипру провести между собой на равной основе переговоры о своем будущем и признать, что оптимальным выходом из нынешней ситуации было бы создание на острове свободной конфедерации.
Есть, однако, несколько многозначительных плюсов в движении Турции к ЕС, что принципиально отличается от украинских попыток приблизиться к Европе. Во-первых, Турция обладает шестнадцатым по мощности экономическим потенциалом в мире, во-вторых - второй по численности армией среди членов НАТО. И в-третьих, "европейский путь" турки прокладывали своими руками - в прямом смысле - голосовали за принятие необходимых законов для гармонизации законодательства с ЕС. Украинские же коллеги пока больше беспокоятся о том, как бы набрать больше политических очков и показать друг другу, что "без них" никакой закон в парламенте не пройдет. Пока не проходит.
Турки же в 2001-м проводят конституционную реформу, еще через год - принимают новый гражданский кодекс. В 2002-2003 годах в Турции принято семь пакетов так называемых гармонизационных законов: согласно им, правовые и процессуальные нормы в государстве приводятся в соответствие с так называемым европейским правом. Расширены права граждан на свободу собраний, манифестаций, большую свободу действий получили профсоюзы. Из этого списка Украина пока удосужилась принять разве что закон о гендерном равенстве (да и то Ющенко подписал соответствующий указ только вчера). А о свободе собраний и манифистаций и вовсе говорить не приходится - на прошлой неделе Шевченковский суд города Киева постановил, что граждане должны "тише протестовать", дабы не нарушать покой чиновников.
На нынешнем Люксембургском саммите анти-турецкую позицию заняла Австрия. Из-за возможного краха переговоров на улицы Анкары вышли тысячи турков, что привело небывалому росту активности националистических партий в Турцию. А дестабилизация ситуации "под боком" вовсе не нужна Европе. И Австрию никто из европейцев никто не поддержал. Правда, Австрия могла бы рассчитывать на поддержку Германии - но лишь в случае победы Ангелы Меркель, которая не раз заявляла о том, что не допустит принятия Турции в Евросоюз.
Сегодня же туркам, наконец, удалось начать переговоры о вступлении в ЕС. Однако, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сразу же предупредил, что этот путь будет "длинным и трудным" и добавил, что для Турции, "как и для любой другой страны, членство не может быть ни гарантированным, ни автоматическим". И турки очень хотят верить, что переговорный процесс займет, по крайней мере, меньше, чем 42 года.