Турки готовы наступить на грабли Хизбаллы [ Редагувати ]

Говорят, 2005 год был самым спокойным годом в истории человечества - всего два десятка военных конфликтов. Ему на смену пришел год 2006, год победы ХАМАС и Хизбаллы. В один ряд с проигравшим Израилем до конца декабря может стать и наш сосед по Черному морю. Турция готовится к силовой развязке курдской проблемы посредством боевой операции на севере Ирака.
Необходимо сказать, что с 1999 по 2005 годы в стране Мустафы Кемаля Ататюрка было спокойно. Главный турецкий раздражитель Рабочая партия Курдистана объявила об одностороннем прекращении огня. Сделано это было, скорее всего, из-за передислокации ее подразделений в Северный Ирак из Сирии, вынужденной уступить требованиям Турции и перегруппировки сил для продолжения борьбы.
А вот, начиная с 2005 года, на юго-востоке страны опять начали слышаться выстрелы и взрывы. Курды вновь напомнили о себе. В разгар ливано-израильской войны премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил, что терпение турецких властей лопнуло, и Генштаб страны должен готовиться к широкомасштабной воздушной и наземной "оборонительной" операции против курдов на территории дружественного им и США Ирака. Приглашенным послам этих стран было поставлено в виду, что Турция имеет право на отражение угрозы собственной безопасности любым путем.
Наблюдатели отмечают, что задержка в использовании сконцентрированной на границе с Иракским Курдистаном 150-тысячной группировки войск заключается в смене руководства местного Генштаба, который, по заведенному еще Ататюрком порядку, имеет значительное влияние на дипломатию и внешнюю политику турков.
Кстати, отставка начальника Генштаба генерала Хильми Озкека увеличивает шансы клерикалов во главе с Эрдоганом на победу в предстоящих президентских выборах. Для закрепления успеха не хватает маленькой, но победоносной войны.
Для объяснения данного клубка противоречий стоит коротко напомнить, кто же такие курды, и чего они добиваются.
Курды являются самым большим автохтонным народом со своим языком, а также четко выраженными этническими и национальными чертами, который не имеет своего государства. Курды исповедуют ислам (суннизм и шиизм), христианство и собственную религию езидизм. Они - один из старейших народов Передней Азии. Ученые считают их потомками мидийцев, урартов, хурритов и библейских ханаанов. Их язык - видоизмененный фарси с большим добавлением хурритских слов. В данный момент родина этого народа Курдистан разделена между Турцией (14-15 миллионов курдов), Ираном (до 6,6 миллионов), Ираком (6 миллионов) и Сирией (2 миллиона). Их большие общины проживают в Армении, Азербайджане и странах ЕС.
Любой курд мечтает о создании собственного государства, что, естественно, идет в разрез с интересами таких, казалось бы, разных государств как член НАТО и союзник янки Турция, проамериканский Ирак и составные "оси зла" Иран и Сирия. Каждая из этих стран в той или иной степени испытала на себе все тяготы борьбы курдов за свою независимость, которая продолжается с переменным успехом с середины 19 века. О целеустремленности курдов говорят даты их восстаний: 1847, 1854, 1880, 1909, 1914, 1919, 1922, 1925, 1927, 1930, 1931, 1936, 1943, 1961, 1979, 1991.
Все это время народ был пешкой в руках геополитических игроков, которые действовали на этой территории. Зачастую, когда курды становились не нужны, о них забывали. Так поступали турки-оттоманы, англичане, иранские и иракские султаны, аятоллы, Садам Хусейн и американцы, которые умудрились "кинуть" простых земледельцев и скотоводов, едва выбравшихся из родоплеменного строя, дважды, в 1991 и в 2003 годах. В первый раз курды поддержали Буша старшего во время "Бури в пустыне", а когда народ поднял восстание, Хусейн его подавил. Однако тогда при поддержке НАТО на территории Северного Ирака тогда образовалось фактически неподконтрольное Багдаду государственное формирование. А вот "отец всех турок" Мустафа Кемаль прямо говорил: "Если кто-то захотел бы проложить границу, отделяющую курдов, это могло бы опустошить Турцию". Оно и понятно, ведь курды - это треть всего населения страны Ататюрка.
Ныне знамя борьбы за независимость несет основанная Мустафой Оджаланом в 1981 году Курдская Рабочая партия и ее боевое крыло "Соколы освобождения Курдистана". За 22 года партизанской войны погибло уже более 37 тысяч человек. В 1999 году под нажимом турок Сирия отказала в базировании этой партии на своей территории и выдала Оджалана Анкаре. Сейчас он отбывает пожизненный срок в одной из тюрем Турции. РПК вынуждена была объявить об одностороннем прекращении огня. В 2005 году, когда РПК возобновила свою деятельность, стало ясно, что герильясы обосновались в Северном Ираке, управляемом Масудом Барзани.
С курдским вопросом у официальной Анкары сплошные проблемы. Изначально ее стиль общения с повстанцами был похож на действия Израиля против исламских террористов, то есть никаких переговоров принципиально. И сейчас разрешить проблему, не изменив себе, можно только военным путем. В этом, кстати, Иран, который подобную пацификацию провел недавно у себя, поддерживает члена НАТО. В ответ Турция поддерживает право страны аятолл на собственное ядерное оружие, и не захотела помогать в гипотетической подготовке США к нападению на Тегеран.
В то же время турки осудили войну, развязанную еще одним союзником американцев на Ближнем Востоке на территории Ливана. И теперь им придется очень сильно извернуться, чтобы объяснить мировому сообществу, почему, осуждая евреев, Турция поступает с РПК так же, как Израиль с Хизбаллой. Кстати, американцы, для которых иракские курды - единственный надежный союзник в оккупированной стране со столицей в Багдаде, так же выкручиваются и сейчас, пытаясь объяснить Анкаре, почему ей не стоит уничтожать угрозу собственной безопасности за границей своей страны.
Как передает еженедельник "Комментарии": "посол США в Турции Росс Уилсон заявил, что нападение Израиля на Ливан было естественным правом защиты этой страны, и добавил, что это является борьбой с терроризмом. Иное дело - боевые действия Турции на севере Ирака, ведь условия борьбы с терроризмом меняются от региона к региону. "У Турции есть поддержка в Ираке, а Израиль не испытывает такой поддержки на Ближнем Востоке. Кроме того, РПК существует не только на севере Ирака, но и в Европе, и Турции. В этой ситуации не удастся решить проблему проведением боевых действий на севере Ирака",- подчеркнул глава американской дипмиссии. Реакция Анкары на этот пассаж была настолько лаконичной и естественной, что может спровоцировать международный скандал: турецкий премьер просто назвал посла лжецом".
И хотя официально антитеррористическая операция начнется не раньше 30 августа, боевые действия ведутся уже сейчас. То турецкий поезд пойдет под откос, то военный спецназ рейдом углубится в Ирак, то взорвется интернет-кафе в столице, то ПВО обстреляет курдские лагеря за границей Турции. По некоторым данным количество бойцов РПК доходит до трех тысяч. А турецкие репрессии против этого народа делают беспроблемной вербовку неофитов для борьбы за независимость. Потому никому неизвестен исход военной операции турецкого Генштаба. Ведь прокололись же все аналитики с Израилем и Хизбаллой.
Ясно, что создание курдского государства может стать реальным. Так же понятно, что ни Турции, ни Ирану, где титульная нация персы не является большинством, ни Сирии появление нового игрока на ближневосточной сцене ни к чему.
Однако непоследовательность развития турецкого общества резко бросается в глаза. Анкара давно взяла курс на интеграцию в Европу, однако все никак не может перестроиться внутренне, то есть начать решать свои проблемы во взаимоотношениях с национальными меньшинствами по-европейски. Как Франция до сих пор не может избавиться от голлизма, так и детище Мустафы Кемаля не может попрощаться с синдромом Ататюрка, когда в "стране турков живут только турки и единственным государственным языком является турецкий, и никакой больше".
Эта авантюра с Иракским Курдистаном Турции может стоить членства в ЕС, которое не дается стране уже давно именно из-за ее проблем во взаимоотношениях, на этот раз с киприотами и греками. Потому туркам необходимо не бряцать оружием, а менять мировоззрение и геополитическую идеологию. Ведь курды когда-нибудь обязательно своего добьются.