Секретная миссия украинцев в Македонии [ Редагувати ]

Земной шар настолько мал, что дороги людей, живущих на нем, пересекаются самым причудливым образом и связывают между собой события и страны. Эта страна называется Сьерра-Леоне. Здесь, на аэродроме Гастингс, я встретил человека, который помог мне поставить точку в одной из самых загадочных историй новейшего времени.
23 марта 2001 года албанские боевики продолжали обстреливать македонский город Тетово. Этот день был похожим на предыдущие - албанцы, засевшие в крепости Кале над городом, неторопливо обстреливали полицейские блокпосты, и выбить их оттуда никак не удавалось. Но вдруг в небе над Тетово появились два вертолета Ми-8. Вертолеты подошли к позициям албанцев и сделали несколько залпов. Албанские позиции замолчали, а вертолеты развернулись в направлении Скопье. Пилоты, видимо, опасались, что у боевиков есть переносные зенитно-ракетные комплексы - "стингеры" или "стрелы".
Вечером того же дня американский канал CNN заявил, что "удар по албанским повстанцам нанесли российские вертолеты с украинскими экипажами на борту". Американцы ошиблись. Украинскими были вертолеты. Незадолго до атаки Украина передала Македонии четыре Ми-8. В тот момент Украина была единственной страной, поддержавшей правительство Македонии не на словах, а на деле. А что касается самих пилотов... В македонской армии до появления этих машин авиации не было. Не было и летчиков. Мы знали, что вертолеты перегоняли украинцы, они же готовили местных пилотов. Но сделать это за несколько дней невозможно. Значит, правы были американцы, утверждавшие, что летчики из Украины участвуют в очередной балканской войне?
Этот человек повидал многие страны, но, в основном, с воздуха. Афганистан, Косово, теперь вот Сьерра Леоне. Для него мир превратился в топографическую карту. И есть на этой карте место для страны под названием Македония. Зовут его Игорь Шандрыгин. Он был одним из тех, кого американцы заподозрили в атаке на албанские позиции.
Игорь Шандрыгин, летчик-инструктор: "Версия такая была, и до нас доходили слухи, что на своих сборищах албанцы говорили, что если Украина продала Македонии вертолеты и летчиков, то мы будем вешать этих летчиков на их же лопастях".
Вертолеты в Скопье добрались своим ходом из Косово, где они в составе сил KFOR перевозили людей и грузы. Здесь же, в Македонии, винтокрылые работяги превратились в штурмовые вертолеты.
Игорь Шандрыгин: "Вертолет сконструирован очень хорошо, всепогодный. Может выполнять и боевые задачи, и транспортные".
В 1999-м, когда KFOR начала вводить свои силы в Косово, Украина предоставила коалиции вертолетный отряд. Эти машины добрались до места промежуточного базирования под проливным дождем. По иронии судьбы наша группа находилась на бывшем танковом полигоне под Скопье, который стал временной площадкой для вертолетов. Два года спустя мы снова увидели эти машины - но на этот раз они выглядели куда более грозно, чем на размокшем поле.
На вертолетах были смонтированы крупнокалиберные пулеметы и подвески с ракетами. Но у бортовых стрелков лица почему-то закрыты масками. Македонский офицер пояснил, что ребята опасаются мести со стороны албанцев. Но на вопрос, кто они, эти люди в масках, военный так и не ответил.
На аэродром Петровац, куда приземлились машины из Косово, прибыл македонский премьер. Но нас интересовали вовсе не македонские политики, а украинские военные. Всего лишь в нескольких метрах от того места, где моложавый македонский премьер ораторствовал перед камерами, Игорь Шандрыгин готовил к полету свой экипаж. Но вот был ли сам Шандрыгин в составе экипажа во время боевых вылетов?
Игорь Шандрыгин: "Наше правительство нам категорически запретило принимать участие в боевых действиях. Мы им показали, что к чему. Два-три раза слетали на полигон - у них остался еще со времен Советского Союза, - и потом тихо-мирно, с утречка, как говорится, ничего нам не говоря, слетали и нанесли этот удар".
Таких ударов впоследствии было еще несколько. Они - это македонские пилоты, сидевшие на земле без работы со времени распада Социалистической Югославии. Македонское военное ведомство в тайне готовило этих пилотов еще задолго до того, как в Петроваце появились украинцы. Эти летчики прошли подготовку в советских военных училищах, а потом за немалые деньги тренировались в Соединенных Штатах. Америка, кстати, развернула целую кампанию давления на Украину, чтобы прекратить поставки вооружения Скопье, и если бы выяснилось, что за штурвалами вертолетов были Игорь Шандрыгин со товарищи, то скандал бы достиг невиданных размеров.
Игорь Шандрыгин: "Они зашли в этот регион, чтобы контролировать его, поэтому в их интересах было сказать о том, что мы атаковали албанцев. Но это не так".
Тогда, в марте 2001-го, албанцы оставили свои позиции. Хотя полгода спустя албанский полевой командир Илири, атаковавший Тетово, сказал мне, что вертолеты не принесли ему и его людям ни малейшего ущерба.
Игорь Шандрыгин: "Как делились опытом летчики, у них вылетал командир эскадрильи и еще один пилот. Они вылетали двумя вертолетами, и потом рассказывали, как по сводкам прошло, как говорится, после первого захода они накрыли двенадцать человек. Их разведка донесла, что накрыли дюжину албанцев. Так что эффект был неплохой. Просто спрашивали летчиков: "как там, эффект получился?", и они сказали нам, что теперь нас албанцы будут бояться. До этого не боялись, у них же стычки постоянно были, и диверсионные, и в городе, у них же напряженка с этим была".
Самая большая "напряженка" в маленькой балканской стране была вообще с армией. Отказавшись после распада Югославии от целых родов и видов вооруженных сил, Македония оказалась бессильной против боевиков UCK. Но война - это продолжение политики, а значит, современные войны выигрываются в роскошных кабинетах, а не на полях сражений.
Македония, село Арачиново. После того, как боевики потеряли свои позиции в Тетово, они попытались взять реванш в Арачиново, довольно крупном селе невдалеке от македонской столицы. И снова здесь отличились украинские вертолеты. После двух вертолетных атак бойцы албанской народно-освободительной армии уже были готовы сдаться. Но американские миротворцы вывезли всех боевиков из Арачиново - на обычных рейсовых автобусах.
Вопрос: "В Арачиново на боевые вылеты выходили Ми-8 или Ми-24?"
Игорь Шандрыгин: "Не могу точно сказать, но по-моему выходили и Ми-8, и Ми-24".
Украина - перед тем, как уступить давлению сверхдержавы - успела передать македонцам четыре винтокрылых штурмовика Ми-24.
Игорь Шандрыгин: "Они защищали свои интересы. И я считаю, что если мы помогли им, сражающимся за правое дело, то для нас это еще один друг".
На следующий день после атаки в Тетово группа журналистов отправилась в район албанских позиций. Вел группу проводник, связанный с боевиками. Всю дорогу он проклинал вертолеты, летчиков, приговаривая, что с радостью подержался бы за какое-нибудь украинское горло. Он не знал, что ближайшее украинское горло находится в полуметре от него.
Вопрос: "А если бы Вам пришлось встретиться с теми албанцами, которые хотели подержаться за украинца?"
Игорь Шандрыгин, летчик-инструктор: "Я думаю, что простой человек, он бы не был так агрессивен".
Вопрос: "Но я имею в виду не простых людей, а боевиков".
Игорь Шандрыгин: "Из боевиков? Я б и сам подержался. Я ведь в молодые годы воевал в Афганистане и себя в обиду не дам".
Вопрос: "Но ненависти как таковой нет?"
Игорь Шандрыгин: "Ненависти как таковой нет. Война - это политика, будем так говорить, а мы солдаты".
Война шла всего лишь в пяти часах полета от Киева. Если добираться вертолетом. Не торопясь. Хотя существуют и более быстрые способы. Год за годом наш мир становится все меньше. Жаль, что не прочнее.