Демократы всей страны, объединяйтесь! [ Редагувати ]

Политическая история современной Украины убедительно свидетельствует, что практически любая попытка объединения отечественных партий всегда приводит только к созданию новой структуры в дополнение к старым. Однако идеологов конфедерации "Европейская Украина" история, похоже, не смущает - глава политисполкома НУ Роман Безсмертный снова призывает всех демократов страны объединяться.
Предыстория
Идея создания единой национально-демократической политической силы витает в атмосфере отечественного политикума уже лет эдак десять - мы не берем в расчет первые годы независимости Украины, когда в подобных предложениях ничего, кроме наивности и романтики не было. Да и в конце 90-х годов прошлого века, особенно после смерти Вячеслава Чорновила, сплочение отечественных патриотов оставалось светлой мечтой немногих, которые к тому же не вполне понимали, как ее можно осуществить. Попытки сделать это на основе неприятия правящего режима ("Украина без Кучмы", "Форум национального спасения") лишь радикализировали определенную часть демократического движения, попутно углубив давно существовавший раскол между радикалами и умеренными нацдемами.
Начать претворение в жизнь объединительной идеи - и то лишь частично - удалось только в преддверии парламентских выборов-2002. Как вы уже, наверное, догадались, речь идет о Блоке Виктора Ющенко "Наша Украина", который позиционировался его создателями как предтеча объединения правых политпроектов по всей Украине. Однако - не сложилось. В силу объективных (общая недоразвитость политической системы страны) и субъективных (амбиции политиков, противодействие власти) причин БВЮ "НУ" не стал тем ядром, вокруг которого консолидировались бы все украинские нацдемы. Примечательно, что еще тогда партию "Батькивщина" в "Нашу Украину" никто не звал, да и сама Юлия Тимошенко отнюдь не горела желанием вливаться в ряды блока, отыскав свою уникальную нишу на самом правом краю политического спектра. После выборов разговоров о формировании единого национально-демократического фронта стало меньше, а конкретных действий в этом направлении так и не было предпринято.
Затем были два года в оппозиции, тихая грызня внутри "Нашей Украины" и незаметный дрейф БЮТ "налево". Ни на что особо не надеясь, нацдемы предприняли еще одну попытку объединиться перед президентскими выборами-2004. Сегодня с расстояния нескольких лет кажется довольно обоснованным мнение о том, что в коалицию "Сила народа" больше всех верила самая "левая" из "правых" Юлия Тимошенко, для остальных это был лишь имиджевый атрибут избирательной кампании, конъюнктура. Но украинский народ, отстаивая в ходе Оранжевой революции свои права, параллельно продемонстрировал, что ему в отличие от большинства политиков идея единого национально-демократического фронта действительно близка. Однако - снова не сложилось. Ни огромный кредит доверия, ни обостренное народное чувство патриотизма не сподвигли "оранжевых" руководителей на объединение - они не выдержали испытания властью. Личная неприязнь и борьба за власть и собственность окончательно похоронили надежду не то что на слияние БЮТ и НУ, но даже на их скоординированные совместные действия. В результате БЮТ прочно обосновался в "левом центре", практически порвав со своим нацдемовским прошлым, а НУ опустилась до коллаборационизма со своими якобы непримиримыми врагами, часто обвиняемыми "нашеукраинцами" в склонностях к авторитаризму и предательстве государственных интересов. Этот разрыв к тому же усугублялся тем, что многие старые и новые национально-демократические силы, которые попытались самостоятельно преодолеть трехпроцентный барьер, оказались за бортом парламента.
В конце концов, ошеломляющий и консолидирующий патриотический порыв украинцев остался не институализированным (созданный административным путем НСНУ - не в счет), а идея единой "правицы" оказалась в значительной мере дискредитированной в глазах разочарованного электората. Какая-то часть "оранжевых" избирателей, конечно, осталась верна идеалам национал-демократии, но для многих социальный популизм и демагогия заменили любую идеологию. И вот в таких условиях с подачи Романа Безсмертного блок "Наша Украина" начинает новую кампанию по собиранию отечественных демократических сил под крышей "Европейской Украины".
Конфедерация vs партинтеграция
Идея о создании конфедерации политических партий возникла у представителей "Нашей Украины" - а конкретно у Романа Безсмертного, тогда главы совета НСНУ - почти год назад, накануне парламентских выборов. Наиболее активно этот вопрос обсуждался в разгар переговоров по созданию "оранжевой" коалиции. Стремление к объединению демократических партий с новой силой проявилось после создания антикризисной коалиции. На критике парламентского большинства и необходимости консолидироваться строилась риторика многих пропрезидентских политиков - и в парламенте, и за его пределами. Еще в конце прошлого года многие СМИ писали о том, что партии, входящие в НУ и Украинская народная партия были очень близки к созданию единой политической силы. Однако - в который уже раз не сложилось. Против этого выступили Народный рух и все та же УНП, лидеры которых - Борис Тарасюк и Юрий Костенко соответственно - никак не могут найти общий язык даже при посредничестве Ющенко.
От слов к делу партинтеграторы перешли 12 октября прошлого года, когда "Наша Украина" начала переговоры о создании конфедерации "Европейская Украина" с представителями партий, которые входят в блок "Наша Украина" либо входили в него в 2002 году. На сегодняшний день в диалоге принимают участие девять политических сил: НСНУ, УРП "Собор", ПППУ, НРУ, КУН, ХДС,"Пора", НДП и УНП (в качестве наблюдателя). При этом инициаторы переговоров не скрывают, что со временем не исключено превращение конфедерации в единую политическую партию. На этом настаивают представители НСНУ, "Собора" и "Поры"; остальные партии пока не определились относительно данного пункта, но есть основания считать, что они не горят особым желанием участвовать в проекте, где им грозит полное растворение.
Впрочем, даже формирование конфедерации весьма и весьма проблематично. И то, что уже якобы существуют (по данным "Коммерсантъ-Украина") соглашение о создании конфедерации "Европейская Украина", декларация конфедерации и положение о ее координационном совете вовсе не гарантирует рождения нового политпроекта. Творцы "ЕУ" с самого начала были обречены столкнуться с целым рядом проблем.
Во-первых, если речь идет о "конфедерации", то есть союзе равноправных суверенных субъектов, это предполагает наличие общей стратегии и некоего "надгосударственного органа". Вы что-то слышали о чьих-либо стратегических планах? А о том, кто будет самым главным органом в этом конфедеративном теле?
Во-вторых, невозможность участия в "ЕУ" Блока Юлии Тимошенко - в силу идеологических и политических разногласий - и, соответственно, некоторых национально-демократических сил, тяготеющих именно к БЮТ. Так, уже 13 октября, на следующий день после оглашения Безсмертным своей интеграционной инициативы, зампредседателя партии "Реформы и Порядок" Игорь Грынив заявил, что создавать оппозиционное объединение без Блока Юлии Тимошенко нет смысла. А через два месяца ПРП влилась в БЮТ.
В-третьих, неоднородность привлекаемых политических сил, которые имеют различные программные цели. Как метко охарактеризовал ситуацию замглавы фракции БЮТ Олег Билорус, "это будет так: одна кровать - разные сны". К тому же, неясными остаются критерии подбора состава "ЕУ": скажем, почему в конфедерацию пригласили НДП Людмилы Супрун, но оставили за бортом "Европейскую платформу" Николая Катеринчука и "Народную самооборону" Юрия Луценко?
Ну и в-четвертых, обоснованные опасения, что проект "ЕУ" - это всего лишь ребрендинг "Нашей Украины", призванный поднять хотя бы до уровня плинтуса крайне низкий рейтинг этой политической силы. К тому же политическая история современной Украины убедительно свидетельствует, что практически любая попытка объединения отечественных партий всегда приводит только к созданию новой структуры в дополнение к старым. А перспективы клона "НУ" вряд ли будут лучше, нежели перспективы его генетически-политических предков. Об этом как раз и говорил 29 января лидер УНП Юрий Костенко, когда заявлял о нежелании его партии вступать в "Европейскую Украину".
У вас есть план, мистер Б.?
Но, допустим, 10 февраля, как предполагают многие СМИ, все-таки будет объявлено о создании конфедерации. Как заявляет роман Безсмертный, ее главным заданием станет "создание альтернативных действий антикризисной коалиции и нынешнему правительству". Представляете, так и сказал - "создание действий"! Видимо, позабыл, что на каждое действие имеется свое противодействие.
Кроме того, по словам главы политисполкома НСНУ, "основными формами деятельности конфедерации могли бы стать формирование альтернативной законодательной базы, создание оппозиционных правительства и правительственных комитетов, которые проводили бы мониторинг решений Кабинета министров и "антикризисной" коалиции". Такое впечатление, как будто без "Европейской Украины" писать законопроекты ну никак нельзя! А кто мне подскажет, какие такие механизмы мониторинга и контроля за решениями правительства и АКК господину Безсмертному предоставит конфедерация, которых нет у парламентской фракции "Нашей Украины"?
Еще дальше в желании что-то мониторить и кого-то контролировать пошел нардеп от НСНУ Владимир Шкляр. По его мнению, создание конфедерации "Европейская Украина" позволит контролировать "агрессивную в своем политическом поведении" Партию регионов. И все это потому, что НСНУ, создавая Конфедерацию, "применяет новый и нестандартный ход", поскольку такая форма работы оппозиции "еще никогда не применялась не только в Украине, но и в других странах СНГ". Логику в словах народного избранника уловить сложно. Может, это просто такая новая и нестандартная логика?!
В общем, наличие какого-либо обдуманного плана действий для конфедерации "Европейская Украина", мягко говоря, сомнительно. В связи с этим хотим высказать свое очень субъективное мнение: анонсированное "ЕУ" - ничто иное как отчаянная попытка НСНУ воспрепятствовать формированию в Украине усилиями ПР и БЮТ двухпартийной политической системы путем ребрендинга с привлечением к этому процессу как можно большего числа покладистых союзников, причем совсем не обязательно близких НСНУ идеологически. Способ, процесс и особенно туманные перспективы создаваемой "Европейской Украины" убедительно свидетельствуют, что отечественное национально-демократическое движение до сих пор находится в глубоком кризисе, который оформился на протяжении 2005 года вследствие деструктивной политики лидеров нацдемовских партий. В результате выпадения "правых" политических сил из обоймы электоральных симпатий и углубляющейся политреформы пресловутая украинская многопартийность рискует превратиться в классическую двухпартийную систему с участием левоцентристских БЮТ и ПР.