В чем суть возможной судебно-правовой реформы [ Редагувати ]

Не исключено, что уже в ближайшее время работники прокуратуры не будут заниматься расследованием уголовных дел. Как, впрочем, и их коллеги из МВД, СБУ и налоговой службы.
Судебно-правовая реформа предусматривает создание единого, независимого следственного аппарата. Оперативно-розыскная деятельность останется функцией силовых ведомств.
Концепция на первый взгляд проста и понятна. Независимое правосудие возможно только тогда, когда человек, проводящий расследование, ни от кого независим.
Михаил Потебенько, народный депутат Украины, автор концепции: "Ви мені пробачте, але якщо оперативник порушує справу, а я як його керівник відповідаю за його діяльність, то я її намагаюсь довести до суду - бо це брак в моїй роботи. Значить, таким чином я слідчого давлю".
В МВД подобные утверждения опровергают. По словам Юрия Смирнова, сегодня 90% уголовных дел находятся в производстве милиции. Следователи и так независимы, с работой справляются, а раскрываемость постоянно растет. Если же специалисты перейдут в какую-то новую структуру - еще неизвестно, как все обернется.
Юрий Смирнов, министр внутренних дел Украины: "Рассредоточение следствия в структуре нескольких правоохранительных органов отвечает национальным процессуальным традициям отечественной практики, состоянию преступности и апробировано, безусловно, временем".
Петр Коляда, начальник главного следственного управления МВД Украины: "Багато працівників практичних і науковців вважають, що це передчасна ідея. Вона ще не готова до втілення, оскільки для цього нема ні матеріальних, ні фінансових, ні тим більше людських ресурсів".
Не нужно никаких дополнительных затрат - убеждают журналистов инициаторы создания комитета. На содержание следователей средства и так выделены. Нужно просто взять их у одного ведомства и перечислить другому. По всей видимости, дело здесь не в деньгах, а в нежелании потерять такой лакомый кусок, как следствие.
Михаил Потебенько, народный депутат Украины, автор концепции: "Треба сьогодні відказатися вид практики направлення справи на додаткове розслідування. Розслідував справу, значить суд повинен визначитись - або осудить, або оправдать. Нема доказів - нічого створювати волокити тримати людину в тюрми. Оправдуй. Це повисить відповідальність за якість розслідування і відповідальність за порушення справ".
В новом следственном комитете будет как минимум три отдела - государственной, экономической и личной безопасности граждан. Что же касается оперативных работников - они смогут контролировать действия следователей через прокуратуру и наоборот. Комитет существует пока только теоретически. Но и противники, и сторонники его создания признают: правоохранительная система нуждается в реформировании.